0 👁 1 297
Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева на выставке в Челябинске представил свой проект – многоразовую “Корона”.
Выставка, посвященная 70-летию АО “ГРЦ Макеева”, открылась сегодня в историческом музее Южного Урала.
Главный инженер ГРЦ Владимир Осипов отметил, что здесь представлена история предприятия. За 70 лет существования ракетного центра было запущено порядка 7 тыс. ракет, при этом неуспешных пусков – единицы.
“СКБ–385 70 лет назад – это несколько человек при заводе №66 в Златоусте. Из этого выросло полноценное конструкторское бюро, целая холдинговая структура, которая обеспечивает мирное небо над нами. Сегодня у государственного ракетного центра и холдинговой структуры сформирован пакет заказов на длительную перспективу. Нам есть чем гордиться. Здесь представлен макет ракеты “Корона”. Это полностью многоразовый носитель всех ступеней”, – отметил он.
Многоразовую одноступенчатую ракету-носитель “Корона” называют уникальной разработкой ракетного центра. Но в настоящий момент это только проект.
Как отмечает Осипов, ракета сможет приземляться в точку старта после выведения полезной нагрузки на . “Многоразовость – это колоссальное достижение. В ней минимум заменяемых элементов, за счет этого мы сокращаем стоимость”, – подчеркнул он.
Ведущий специалист предприятия Валерий Горбунов рассказал, что ракета спроектирована и изготовлена так, что дает возможность запустить определенную полезную нагрузку в космос, а потом посадить ракету. Для этого у нее есть опоры, чтобы, приближаясь к , она не качалась и не падала.
“Корона” имеет стартовую массу 270-290 т и предназначена для выведения полезных грузов массой до 7 т при традиционном использовании или до 12 т при специальной схеме выведения на низкие околоземные орбиты. Она может доставлять грузы на околоземные в грузовом контейнере и возвращать их, запускать на орбиту и снимать с нее технологические модули различного назначения.
“Корона” способна вывести полезную нагрузку, а затем ее возвращают и снова готовят к запуску, который можно осуществить уже через сутки.
Многоразовая ракета может снизить стоимость запуска, по сравнению с одноразовыми , в 5-10 раз.
Для запуска и посадки используются упрощенные стартовые сооружения. Время подготовки к очередному пуску – около суток. По мнению разработчиков, ракета-носитель может использоваться в интересах пилотируемой космонавтики при строительстве модульных орбитальных станций, для доставки грузов к ним или на .
При разработке основных агрегатов РН «Корона» используется модульный принцип. Основной конструкционный материал – углепластик. Эффективность его применения подтверждена такими разработками отечественной авиационной промышленности, как вертолет Ка-52, самолет МС-21. Возможность использования углепластика для одноступенчатых ракет-носителей подтверждена рядом проектно-конструкторских работ.
По классу «Корона» близка к РН или , а по экономической эффективности может превзойти американского конкурента благодаря принятым конструктивно-компоновочным решениям, использованию нетрадиционных конструкционных материалов и модульному маршевому двигателю внешнего расширения. Двигатель с центральным телом в отличие от традиционных эффективен во всем диапазоне высот, что и делает оптимальным его применение на одноступенчатых ракетах-носителях.
Стоит отметить, что разработка “Короны” велась с 1992 года, но спустя 20 лет была приостановлена из-за нехватки финансирования.
В целом на выставке представлена информация о трех поколениях баллистических ракет подводных лодок, созданных коллективом предприятия. Это восемь базовых ракет и 16 их модификаций.
Представлен в экспозиции и фрагмент корпуса второй ступени ракеты Р-29Р. “Здесь видна “вафельная” конструкция. Раньше ракеты делались из листа нержавейки, а весь силовой набор приваривался электросваркой. Здесь технология другая, которая позволила корпус сделать легче. А раз легче корпус, можно достичь большей дальности при том же количестве топлива”, – рассказывает Валерий Горбунов.
Сотрудники ракетного центра знаковыми экспонатами выставки называют макеты ракет, потому что это “судьбы разработчиков”. На каждый комплекс уходило несколько лет работы предприятия.
В настоящий момент предприятие ведет серийное производство тех ракет, которые еще поступают на вооружение, и поддерживает боеготовность комплексов, которые находятся на вооружении в Военно-морском флоте.
РН «КОРОНА» - общий вид |
|
Общие сведения | |
Страна | Россия Россия |
Назначение | ракета-носитель |
Разработчик | ОАО «ГРЦ Макеева» |
Изготовитель | - |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 1 |
Длина (с ГЧ) | ≈30 (?) |
Диаметр | ≈10 м (?) |
Стартовая масса | ≈300 |
Масса полезной нагрузки | |
на НОО | ≈7 тонн (опорная орбита - высота 200 км, наклонение 0°). |
История запусков | |
Состояние | разработка приостановлена |
Первая ступень | |
Маршевый двигатель | жидкостный реактивный двигатель внешнего расширения с центральным телом |
Тяга | 400-450 т (у земли) (?) |
Горючее | водород |
Окислитель | жидкий кислород |
Корона на Викискладе |
Разработка велась ОАО «ГРЦ Макеева» с 1992 по 2012 год. Уровень проведённых работ соответствует предэскизному. Были проведены проектные проработки, создана концепция разработки РН, определены ключевые технические и технологические решения. По состоянию на 2013 год работы свёрнуты ввиду отсутствия источников финансирования.
Предназначена для выведения космических аппаратов (КА) и КА с разгонных блоков (РБ) на низкие околоземные круговые орбиты высотой 200-500 км. Стартовая масса около 300 т. Масса полезной нагрузки (ПН) до 7 т, в зависимости от широты старта, наклонения и высоты формируемой опорной орбиты (в некоторых источниках упоминается «специальная схема выведения» при которой РН может выводить до 11-12 т, подробности неизвестны). Топливо кислород/водород. Маршевый двигатель внешнего расширения с центральным телом (модульная камера сгорания) - близок по конструкции двигателям серии J-2T (см. статью J-2 ) Рокетдайн , разработчик двигателя ракеты неизвестен. Особенностью компоновки является конусообразный корпус РН и расположение отсека ПН в центральной части ракеты-носителя. При возвращении на Землю РН, управляемая реактивными двигателями малой тяги, производит активное маневрирование с помощью подъёмной силы корпуса в верхних слоях атмосферы для выхода в район космодрома. Взлёт и посадка осуществляется с применением упрощенных стартовых сооружений с взлётно-посадочной площадкой. Старт и посадка с применением взлётно-посадочных амортизаторов размещенных в кормовой части. РН подобного типа можно использовать для запусков с морских платформ, поскольку она не нуждается во взлётной полосе для посадки и может использовать одну и ту же площадку для взлёта и посадки.
РН КОРОНА на взлётно-посадочной площадке космодрома (иллюстрация) | РН КОРОНА в орбитальном полёте с закрытым отсеком полезной нагрузки (иллюстрация) |
По разным сведениям стоимость разработки РН оценивается от 2,1 до 3,0 млрд долл. в ценах 2012 года. Если эта информация верна, РН могла бы составить серьезную конкуренцию современным одноразовым средствам выведения [
Ввиду того, что тут разыгралось нечто похожее на холивар - подброшу хвороста, но спрячу (спрятать не удалось, оказвается это можно только в своих топиках).
Георгий Михайлович Гречко до полётов в космос был конструктором космической техники. В ту пору Сергей Павлович Королёв, чтобы поощрить самостоятельность молодых инженеров, приглашал их на совещания по вопросам, выходящим далеко за пределы их знаний, опыта и ответственности.
Однажды на совещании Королёв спросил Гречко: какое топливо лучше - водород или керосин? Гречко тогда занимался баллистикой - и для него ответ был далеко не очевиден. Я же, прочитав его интервью, сразу вспомнил элементарные сведения, полученные на теплофизическом факультете. Входят они и в школьный курс - просто в детстве не каждый обращает на них внимание.
При окислении водорода выделяется почти вчетверо больше энергии (в расчёте на единицу массы), чем при окислении углерода. В керосине водород - примерно 1/6 общей массы: остальное - углерод. Соответственно теплотворная способность керосина в три с лишним раза меньше, чем водорода.
Но водород кипит при температуре 21 кельвин - –252.77 °С. Чтобы он не выкипел до старта, нужна мощная теплоизоляция и система охлаждения. Масса этой конструкции съедает ощутимую часть выигрыша в массе топлива.
У геометрически подобных тел площадь поверхности пропорциональна вто-рой степени линейных размеров, а объём - третьей. По мере роста размера при данной форме на единицу объёма приходится всё меньшая поверхность.
Чем больше ракета, тем меньше тепла притекает через её поверхность к каждому килограмму топлива, тем легче бороться с этим притоком - и тем выгоднее использовать водород.
акета Р 7 (чья модификация до сих пор летает под названием «Союз») работает на керосине. Более мощный «Протон» использует ещё более высококипящее топливо - несимметричный диметилгидразин (НДМГ, гептил). Казалось бы, это противоречит приведенному правилу. Но «Протон» создан в рамках одного из ответвлений советской лунной программы. Там понадобились двигатели, надёжно запускающиеся в космосе. Конструкторы выбрали НДМГ, поскольку при взаимодействии с азотной кислотой он загорается без специального поджига. Азотная кислота - высококипящий окислитель, так что заодно упростилась задача сравнительно долгого хранения в космосе: лунный корабль заправляется на Земле, а стартует через несколько дней с Луны. Создав же подходящий двигатель, решили его использовать во всех ступенях ракеты.
Лунная же ракета Н 1, разработанная Королёвым, летала на водороде. Она достаточно велика, чтобы борьба с теплопритоком не была слишком сложна.
Водород горит и в двигателях ракет Сатурн 5, обеспечивших американскую лунную программу. Гигант, выводящий на околоземную орбиту полтораста тонн полезной нагрузки (к Луне удобнее стартовать с орбиты, уточнив на нескольких витках время и направление пуска), легко теплоизолировать.
Похоже, вопрос Королёва - отголосок споров с главным конструктором мощных ракетных двигателей Валентином Петровичем Глушко (за двигатели менее мощные - например, в системах торможения - отвечал Алексей Михайлович Исаев). Большинство двигателей, созданных Глушко, жгут керосин (для Н 1 двигатели разработал Николай Дмитриевич Кузнецов, более известный турбовинтовыми моторами - на них летают Ту 95 и Ан 22). Но для ракеты «Энергия», выводящей на околоземную орбиту порядка сотни тонн (точная масса зависит от числа возвращаемых боковых блоков первой ступени), даже Глушко обратился к водородному топливу (хотя возвращаемые боковушки жгут керосин - их диаметр в несколько раз меньше, чем главного блока).
Гречко мог всё это сообразить, даже не вспоминая школьный курс физики. В школьном же курсе биологии есть правило Бергмана: животные одного вида крупнее на севере, чем на юге. Причина всё та же: чем крупнее животное, тем меньше теплопотери в расчёте на единицу массы, а потому легче поддерживать на холоде постоянную температуру тела.
Правда, с ростом размера не только упрощается теплозащита животного. Масса также пропорциональна третьей степени размера, а поперечное сечение конечностей - второй. Чем крупнее тело, тем больше нагрузка на конечности. Поэтому природе приходится менять пропорции. Например, у полярной лисы - песца - ноги заметно толще, чем у пустынной лисы - фенека, у белого мед-ведя - толще, чем у бурого. А тонкие лапки крошечного дамана несравненно изящнее тумбообразных подставок под телом его родственника - слона.
Когда более ста лет назад физиолог из Франции д`Арсонваль (Jaques-Arsène d’Arsonval) изучал действие высокочастотного электричества на человека, он вряд ли мог предполагать, что когда-нибудь известные фирмы-производители будут конкурировать в производстве его аппаратов.
Наибольшей популярностью пользуется продукция «ООО СМП Карат» (Россия), Gezanne (Gezatone, Франция), «Евромедсервис» (Россия).
Вариант под маркой «Корона» изготовлен на украинском предприятии ГП «Новатор».
ГП «Новатор» - это радиотехнический завод в Хмельницке. Предприятие работает с 1966 года и специализируется на авиационной и космической технике. Группа специалистов имеет контакты с аналогичными производствами в России, Германии, Италии, Индии, Израиле, США, Китае.
Приборы и оборудование медицинского назначения - одно из направлений деятельности фирмы. Учитывая высокий класс основного направления, можно доверять качеству продукции.
Аппарат «Корона» по весу (850 г) вполне умещается в дамской сумке, размеры его тоже очень небольшие.
В комплект аппарата Дарсонваль Корона входят кроме генератора 3 электрода-насадки (полостной, гребешковый и грибовидный).
Они показаны для удобного подведения действия тока к очагу заболевания:
Дарсонвализацией называется специфическое воздействие на организм электрического тока с определенными установленными параметрами: частотой 110-400 Кгц, напряжением 15-24 Кв и силой 100-200 Ма.
Между кожей человека и действующим электродом возникает электрический разряд.
Подобное воздействие вызывает физиологические изменения:
Соблюдение правил гарантирует эффективность метода:
Аппарат включается в течении полуминуты. Процедуры начинают с небольшой силы тока, постепенно увеличивая настройку.
Аппарат изготовлен для домашнего симптоматического физиотерапевтического лечения и восстановления угасающих функций. В стационарных отделениях используются другие марки оборудования.
Эффективно самостоятельное применение при:
Женщины успешно пользуются аппаратом для улучшения состояния кожи, борьбы с прыщами. Для мужчин дарсонвализация головы позволяет улучшить рост волос, предотвратить облысение.
Для каждого заболевания в инструкции по применению к аппарату Дарсонваль Корона определены правила и схемы использования.
Их необходимо выполнять очень точно, предварительно ознакомившись с техническими требованиями безопасности. Рассмотрим показания по профилю заболеваний.
Среди них:
Неврология:
Хирургические причины:
Болезни горла, уха и носа:
Стоматологические заболевания:
Кожные болезни:
Применять аппарат при заболеваниях следует только с разрешения лечащего врача.
Нельзя заменять лекарственные препараты дарсонвализацией.