Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Сердце за всю жизнь человека сокращается 2,5 миллиарда раз. Подсчитано, что этой работы достаточно, чтобы поднять поезд на гору Монблан.
Слайд 6
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Слайд 7
Метод помогает распознать:
Слайд 8
В числе причин, способствующих появлению сердечно-сосудистых заболеваний, следует назвать ожирение. Избыточная масса тела и ожирение отмечаются в настоящее время у значительной части населения экономически развитых стран.
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Если подросток ведет малоподвижный образ жизни,то Сердце, лишенное необходимой тренировки, развивается плохо, его объем остается небольшим, а сердечная мышца вялой и слабой. Эти нарушения обратимы, от них можно избавится даже не прибегая к лекарствам. Хороший результат достигается восполнением дефицита двигательной активности.
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
«Я спокоен...Я совершенно спокоен... Мое дыхание ровное и спокойное..... Дыхание равномерное..... Мне дышится легко и спокойно.... Дыхание стало ровным и спокойным.... Каждый вдох наполняет меня спокойствием и отдыхом..... Я спокоен..... Я совершенно спокоен....».
Слайд 15
Сердце не только любит, но и нуждается в постоянном притоке живительного кислорода и питательных веществ.
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Посмотреть все слайды
Разделы: Биология
Класс: 8
Цели урока:
Оборудование: б инты, жгуты, палочки для закрутки. Презентация урока по теме “Кровь и кровообращение”, ПК, проектор.
Тип урока: усвоение новых знаний на основе закрепления изучаемого материала, повторение и систематизация знаний, навыков учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, доброе утро! У меня сегодня прекрасное настроение! (показывает изображение улыбающегося смайлика) А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением смайликов. Покажите, какое у вас настроение. У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьёзных, значимых вещах для нашего здоровья.
2. Проверка домашнего задания.
Словарная работа:
(Учащиеся дают устное определение биологическим терминам) Приложение1. Слайд 1.
1. Кровообращение – непрерывное движение крови по замкнутой системе сосудов.
2. Вены – это сосуды, по которым кровь течет к сердцу.
3. Артерии – это сосуды, по которым кровь течет от сердца к органам и тканям тела.
4. Сердце – четырехкамерный мышечный орган, работающий в течение всей жизни человека.
5. Пульс – толчкообразные колебания стенок артериальных сосудов.
7. Гипертония – стойкое повышение артериального давления.
8. Гипотония – низкое артериальное давление.
9. Некроз – нарушение питания участка ткани и её омертвление.
10. Инсульт – кровоизлияние в мозг.
11. Инфаркт – кровоизлияние в мышцу сердца, приведшее к омертвлению его участка.
Ребята, мы с вами изучили кровообращение, строение сердца, как работает наше сердце. О чем мы с вами еще не говорили, что еще осталось не изученным? (Варианты ответов учащихся) Совершенно верно. А тема сегодняшнего урока
“Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях”.
Приложение 1 . Слайд 2.
Целеполагание : что бы вы хотели узнать на уроке?
(Варианты ответов учащихся) Приложение 1 . Слайд 3.
Узнать правила гигиены сердечно-сосудистой системы, чтобы сохранить свое здоровье;
Выработать умения и навыки в оказании первой медицинской помощи при кровотечениях, чтобы вовремя помочь человеку.
3. Изучение нового материала.
Наше сердце при средней продолжительности жизни человека в 70 лет сокращается свыше 2,5 млрд раз. За это время перекачивается огромное количество крови, для перевозки которой потребовался бы состав из 4 000 000 железнодорожных цистерн. При такой активной работе понятна уязвимость сердечно-сосудистой системы.
Почему же такой совершенный механизм начинает давать сбои? В чем причина заболеваний органов кровообращения? Почему в мире на первом месте сердечно-сосудистые заболевания занимают лидирующее положение среди других заболеваний?
(Ответы учащихся, запись в тетрадях) Приложение 1 . Слайд 4.
Причины, приводящие к заболеваниям сердечно-сосудистой системы:
Вредные привычки
Гиподинамия
Экологические факторы.
Заслушаем ряд сообщений, подготовленных учащимися.
Ученик 1. Влияние алкоголя на сердечно-сосудистую систему. Приложение 1 . Слайд 5, 6.
Особенно вредно действует на сердечно-сосудистую систему алкоголь. Он отравляет сердечную мышцу, повреждая мембраны и другие структуры клеток. В результате ослабевают сокращения сердечной мышцы, развивается сердечная недостаточность, одышка. В то же время алкоголь изменяет и стенки кровеносных сосудов, прежде всего сосудов самого сердца. Мышца сердца начинает получать недостаточное количество кислорода и питательных веществ, постепенно перерождается и заменяется соединительной тканью. В результате нарушения работы сердца снабжение организма кровью ухудшается, что ведет к болезненным изменениям его функций.
Алкоголь поступает в кровь уже через несколько минут после его приема и циркулирует в ней 5-7 часов. Он возбуждает нервную систему и угнетает обмен веществ в мышечных волокнах. В результате пульс достигает 100 ударов в минуту, сила и скорость сокращений сердца уменьшаются, а нагрузка на него возрастает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь.
Ученик 2. Влияние табака на сердечно-сосудистую систему. Приложение 1 . Слайд 7.
Не меньший вред сердечно-сосудистой системе наносит табак. У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. Поэтому у систематически курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по проталкиванию крови. Работая с большим напряжением, сердце быстрее изнашивается и стареет.
Сужение сосудов – причина заболевания курильщиков – “перемежающаяся хромота”, которое сопровождается сильной болью во время ходьбы. Больной вынужден каждые 10-15 минут останавливаться и ждать, пока боль утихнет. Из-за недостатка кислорода постепенно может развиться омертвление тканей (гангрена). Дело может закончиться ампутацией стопы, а иногда даже всей ноги.
Ученик 3. Вредное влияние гиподинамии. Приложение 1 . Слайд 8.
Гиподинамия – ограничение физической подвижности. С чем это связано? На производстве труд человека часто сводится к контролю за работой машин. В быту электричество, газ, водопровод освобождают его от тяжелых домашних дел.
Автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, наконец, лифт избавляет человека от длительного хождения. А в итоге – недостаток движений. Он сказывается даже на школьниках. Современный ученик много сидит за партой, письменным столом, компьютером, телевизором…
В результате – ослабление мышц, увеличение количества жировой ткани, снижение выносливости. Регуляция сосудов нарушается в такой степени, что даже простой переход человека от горизонтального положения в вертикальное вызывает столь сильный отток крови от мозга, что человек может потерять сознание. Стоит нетренированному человеку очень быстро пройти 150-200 м или немножко пробежать, как у него повышается сердцебиение, появляется одышка. Эти явления возникают из-за того, что кровоснабжение сердца не увеличивается в 4-5 раз, как это требуется организму. В итоге мышца сердца и мышца тела получают недостаточно кислорода, или, как говорят, работают в условиях кислородного голодания. В организме накапливаются вредные продукты обмена веществ, что приводит к более быстрому износу сердечной мышцы.
Ученик 4. Экологические факторы. Приложение 1 . Слайд 9.
1.Загрязнённый атмосферный воздух промышленными выбросами и выхлопными газами автомобилей, содержащий угарный газ, отрицательно влияет на процесс газообмена в лёгких и тканях человека, т.к. гемоглобин образует прочную связь с угарным газом.
2. В результате радиационного облучения клетки красного костного мозга – опустошаются, изменяются их строение. Они как бы лишаются каркаса, расплавляются, ядра сморщиваются, уменьшаются, клетки погибают, на их месте образуются мертвые пустоты. А красный костный мозг – своеобразная фабрика клеток крови - эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов разрушается.
Сделаем для себя выводы:
Для предупреждения развития сердечно-сосудистых заболеваний необходимо…?
Приложение 1 . Слайд 10.
Ответы учащихся:
1. Отказаться от вредных привычек.
2. Регулярное выполнение физических упражнений и занятия спортом. Правильное чередование нагрузки и отдыха.
3. Жителям промышленных центров чаще бывать в парках, на природе в лесу, у моря.
4. Избегание стрессов, переутомлений и других негативных ситуаций.
5. Рациональное и сбалансированное питание.
(Запись в тетрадях)
Практическая часть “Оказание первой помощи при кровотечениях”.
По кровеносным сосудам человека циркулирует около 5 л крови. При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов. Потеря около 2-2,5 л крови при кровотечениях смертельна для человека.
Цель работы: научиться практически оказывать первую помощь при кровотечениях.
Оборудование: перевязочные материалы, жгут, кусок ткани, карандаш, блокнот для записи, йод, вата, ножницы.
Ход работы
Класс делится на группы. Каждая группа получает задание. Используя текст учебника стр. 126-128 ознакомиться с приемами оказания первой помощи при кровотечениях.
1 группа. Носовое кровотечение.
1. Пострадавшего следует усадить, немного наклонив туловище вперед, дышать через рот и слегка наклонить его голову вперед.
2. Тампонирование носового хода тугим марлевым или ватным тампоном, смоченным 3 % раствором перекиси водорода или просто холодной водой.
3. На область носа можно положить пузырь со льдом или кусочек ткани, смоченный холодной водой. Держать в таком положении 10-20 минут.
2 группа. Капиллярное кровотечение.
1. Промыть рану пероксидом водорода.
2. Обработайте края раны йодом или спиртовым раствором бриллиантового зеленого.
3. Отрежьте квадратный кусок бинта и сложите его вчетверо. Нанесите на сложенный бинт мазь и приложите к ране, сверху положите вату и сделайте повязку.
3 группа. Артериальное кровотечение.
1. Наложить жгут или закрутку выше раненого участка, пока не перестанет прощупываться пульсация.
2. Обработать рану антисептическим препаратом.
3. Наложить повязку.
4. Вложите записку с обозначением времени наложения жгута.
ВАЖНО! Накладывать закрутку или жгут на голое тело нельзя, так как можно повредить кожу. Жгут накладывают на 1,5 – 2 часа в теплое время года и на 1 час – в холодное.
4 группа. Венозное кровотечение.
1. Обрабатывать всю рану нельзя, надо смазать лишь её края.
2. На стерильную салфетку наложить антисептическую мазь и приложить к ране.
3. Наложить слой ваты и туго забинтовать.
При артериальном и венозном кровотечениях после оказания первой помощи пострадавший должен быть обязательно доставлен в больницу или поликлинику.
После выполнения практической работы сделайте вывод по плану: вид кровотечения, признаки его, способ оказания первой помощи. Заполнить таблицу. Приложение 1 . Слайд 11.
Вывод:
Вид кровотечения | Признаки | Способ оказания первой помощи |
Артериальное | Алая кровь, текущая пульсирующей струей | Давящая повязка при повреждении мелкого сосуда. Жгут при повреждении крупной артерии. |
Венозное | Темная кровь, вытекающая непрерывной струей | Давящая повязка |
Капиллярное | Кровь вытекает медленно, свертывается нормально | Обычная стерильная повязка |
Носовое | Кровь вытекает медленно | Тампонирование носового хода |
(Учитель выборочно проверяет записи в тетрадях учащихся)
Рефлексия. Приложение 1 . Слайд 12.
1. О чем мы сегодня говорили?
2. Довольны ли мы результатом?
3. Где нам пригодятся полученные знания и умения?
Ребята, покажите какое у вас настроение, после изучения данной темы. (Учащиеся показывают карточки со смайликами)
Задание на дом:
«Движение крови по сосудам» - Опыт Моссо. Гипертония – повышение кровяного давления. После физических нагрузок! Гипотония – понижение кровяного давления. Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. Почему взволнованный человек не может уснуть?
«Сердечная система» - Избегание стрессов, переутомлений и др. негативных ситуаций. Влияние курения: спазм сосудов, нарушение кровоснабжения органов, гангрена ног и др. Гипертония стенокардия аритмия инфаркт миокарда и др. Основные заболевания сердечно-сосудистой системы. Научиться обосновать вредное влияние алкоголя, никотина, гиподинамии на ССС.
«Строение сердца» - На рисунках найдите створчатые клапаны. Левое предсердие. Строение сердца рыб. Полулунные клапаны. Найдите аорту – самую крупную артерию и лёгочную артерию. Определите, каковы размеры сердца. Назовите камеры сердца. Лёгочные вены. Определите правую и левую половину сердца. Повторите особенности строение сердечной мышцы (§ 4, уч.
«Сердечно сосудистая система» - Расположение сердца. Форма определяется возрастом, полом, телосложением, здоровьем, другими факторами. Располагается в грудной клетке загрудинно. По моим исследованиям, процесс восстановления чсс наименьший у детей, занимающихся спортом. Частота сердечных сокращений до подъемов и после. Гарвардский степ-тест.
«Донорство крови» - Оценка донорами своего питания. 7,3%. 3,7 %. Мотивы, побудившие стать донором (%). Центрифугирование 13000g. Обработка натрием каприловокислым. Регулярность участия в донорстве. Факторы, влияющие на частоту отклонений в показателях иммунограммы у доноров.
«Урок Органы кровообращения» - Изучение органов кровообращения человека. Снижение физической активности является причиной заболевания сердца. Сердце. Задачи урока. Вены. Урок по биологии в 8 классе. Автор: учитель Хорошенской школы Красноярского района Леонтьева М.С. Чрезмерные психические нагрузки не влияют на сердечно – сосудистую систему.
Всего в теме 7 презентаций