Финансовые ответы и вопросы

В ближайшее время новороссийский авиационный завод намерен передать ВКС России "юбилейный", сотый серийный бомбардировщик Су-34.

Данное событие, пожалуй, как нельзя более наглядно отражает прогресс в перевооружении российских ВКС. Ещё 8 лет назад пара Су-34 была задействована во время войны в Южной Осетии, и это было фактически все Су-34, имевшиеся на тот момент в российских ВВС. Сейчас же количество опытных, предсерийных и серийных "тридцать четвёрок" достигло практически 100 единиц. Можно даже говорить об определённом "перевыполнении" плана по закупкам данных машин.

Согласно Государственной Программе Вооружений (ГПВ) до 2020 года, к моменту её завершения предполагалась поставка 120 единиц новых фронтовых бомбардировщиков. Однако, по всей видимости, их количество к 2020 году будет больше изначально запланированных. Более того, вполне вероятно, что заказ на данные бомбардировщики будет увеличен до 200 единиц.

На сегодняшний день Су-34 укомплектованы 5 строевых бомбардировочных эскадрилий из 14, имеющихся в российских ВКС. Полностью укомплектованы ими 47-й авиаполк на авиабазе Балтимор под Воронежем и 559-й бомбардировочный авиаполк на аэродроме Морозовск под Ростовом, имеющих в своём составе 2 и 3 бомбардировочные эскадрильи соответственно. Сейчас же идёт полным ходом 277-й бомбардировочного полка на авиабазе Хурба, на Дальнем Востоке, меняет свои Су-24М2 на Су-34.

Су-34 обладает впечатляющими лётными характеристиками, способен выполнять длительный полёт со сверхзвуковой скоростью на сверхмалых высотах, имея при этом отличную защиту от огня малокалиберной зенитной артиллерии и средств ПВО малой дальности противника. Большинство жизненно важных узлов и агрегатов самолёта дублированы, а кабина экипажа помещена в титановую бронированную "капсулу" толщиной в 17 миллиметров - такой бронёй не может похвастаться большинство БТР и БМП. Сам же экипаж имеет высочайший комфорт - в кабине есть возможность встать в полный рост, а в распоряжении есть туалет (!) и шкаф для подогрева пищи. При этом дальность полёта бомбардировщика составляет до 4000 (!) километров.

В будущем Су-34 должен стать главной "рабочей лошадкой" российской ударной авиации, а спектр выполняемых им задач непрерывно расширяется. Постоянно растёт и без того огромный спектр применяемого им вооружения - фактически под своими крыльями и фюзеляжем Су-34 может нести все образцы имеющихся в России высокоточных боеприпасов. Кроме нанесения высокоточных ударов по объектам противника и непосредственной поддержке войск, Су-34 выполняет задачи по подавлению ПВО противника, а с текущего года может выполнять роль самолёта радиоэлектронной борьбы (РЭБ) - для него был создан подвесной контейнер РЭБ групповой защиты, "расширяющий" ставший практически легендарным комплекс РЭБ "Хибины". При этом российская авиация наконец получила "полноценный" тактический самолёт РЭБ.

Су-34 применяются в ходе воздушной операции России в Сирии с самого первого её дня, совершив за это время тысячи боевых вылетов, нанеся огромное количество высокоточных ударов по самым разным целям.

Высочайшая эффективность этих бомбардировщиков, продемонстрированная в борьбе с террористами в Сирии, обеспечила к ним самый пристальный интерес у иностранных заказчиков. И по всей видимости, Новосибирскому Авиазаводу в ближайшие годы придётся работать ещё более интенсивно.

Павел Румянцев

Су-34 (изделие «Т-10В», по кодификации НАТО: Fullback - «защитник») - российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик, также позиционируемый как фронтовой бомбардировщик. Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов.

По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению самолётов 4++, хотя и не обладает сверхманёвренностью, присущей российским истребителям этого поколения.

Работы по созданию истребителя-бомбардировщика четвёртого поколения Су-27ИБ (это было промежуточное обозначение будущего Су-34), возглавил генеральный конструктор М. П. Симонов, а главным конструктором машины был назначен Р. Г. Мартиросов, под непосредственным руководством которого было проведено проектирование самолёта.

Создание нового радиоэлектронного оборудования, которое должно было составить основу системы управления вооружением, было поручено НПО "Ленинец" (г. Санкт-Петербург), которое в 80-х годах возглавлял Генеральный конструктор Г. Н. Громов.

Авиационное вооружение для нового истребителя-бомбардировщика проектировало несколько предприятий - МКБ "Вымпел", генеральный конструктор Г. А Соколовский, ОКБ "Звезда", главный конструктор Г. И. Хохлов и МКБ "Радуга", генеральный конструктор И. С Селезнев.

Самолёт легко отличить от других машин семейства Су-27 по наличию переднего горизонтального оперения, несколько сплюснутой форме носового обтекателя, за что получил ласковое прозвище "Утёнок", и по значительно выступающей балке радиолокатора в задней полусфере.

В середине 80-х годов руководству вооружённых сил страны стало понятно, что на смену модернизированному, но устаревающему фронтовому бомбардировщику Су-24М нужен новый современный высокоманёвренный (не путать со сверхманёвренностью! - прим. Авиация России ) многофункциональный самолёт. Одним из аспектов, послужившим толчком к разработке Су-34, стало успешное и эффективное применение штурмовиков Су-25 Грач в Афганистане и А-10 в Кувейте во время операции «Буря в Пустыне».

Работы по созданию ударного самолёта на базе Су-27 велись в СССР и ранее, в 1977-81 годах прорабатывалась тема самолёта Су-27Ш, но после сентября 1981 года этот проект нигде не упоминается.

Работы по ударному варианту Су-27 были возобновлены в начале 1983 года, после письма, которое 11 января Главком ВВС П.С. Кутахов направил в адрес МАП, МРП и МОП. Ссылаясь на указания министра обороны Д.Ф. Устинова, он писал:

«В соответствии с 5-летним планом предусмотрено проведение работ по модификации самолёта Су-27 с целью создания на его базе двухместного истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ и самолёта-разведчика Су-27Р. В настоящее время работы по созданию указанных самолётов и их бортовых комплексов ведутся промышленностью узким фронтом, разрывно, без межведомственной увязки и должной координации. Между тем, в США ведутся интенсивные работы по модернизации поступающих в войска в массовом количестве истребителей F-15.

Прошу Вас дать указания максимально активизировать работы по двухместному истребителю-бомбардировщику Су-27ИБ, и предъявить в I кв. 1983 г. на рассмотрение ВВС технические предложения по ним.»

15 января из МАП в ОКБ Сухого пришло соответствующее распоряжение по этому поводу. Так в 1983 году в перечне работ ОКБ появился новый пункт под названием Су-27ИБ, который «сменил» тематику Су-27Ш. В соответствии с указаниями МАП, к марту 1983-го в ОКБ подготовили «Техпредложение по Су-27ИБ».

Новый самолёт предлагалось создать на базе спарки Су-27УБ с минимальными доработками последней. По замыслу конструкторов, Су-27ИБ отличался от базового варианта прежде всего компоновкой кабины, в которой, в отличие от серийного Су-27УБ, пилоты сидели не друг за другом, а рядом. Такая компоновка прорабатывалась в ОКБ ранее в незавершённом постройкой палубном УТС Т-10КМ-2. Также менялась штатная система управления вооружением на новую, основой которой являлся прицельный комплекс «Шквал» с оптическим телевизионным каналом, а в состав вооружения входили ПТУР «Вихрь».

В 1983 году полного понимания того, что должен представлять собой ударный самолёт на базе Су-27, не было даже у заказчика - минобороны и руководства ВВС. В результате, этап взаимной увязки требований к самолёту затянулся до 1986 года.

В 1983-84 годах в ОКБ Сухого продолжались активные проектные работы по ударным вариантам Су-27. Так был предложен «футуристический» проект глубокой модернизации Су-27: бомбардировщик 10Е (Су-34), выполненный по компоновке СКЭМП - Supersonic Cruise and Maneuver Prototype (крыло типа F-16XL), а немного позднее - проект разведчика 10Р, но эти предложения не заинтересовали ни министерство обороны, ни МАП.

15 ноября 1984-го вышло совместное Решение МАП-МРП-ВВС «О порядке проведения работ по самолётам Су-27ИБ, Су-27УБ и Су-27», в котором было указано, что в связи с прекращением серийного производства истребителей-бомбардировщиков Су-17М4 и МиГ-27М, необходимо интенсифицировать работы по самолёту Су-27ИБ. Конечный срок предъявления самолёта на совместные государственные испытания устанавливался на 1987 год. В связи с этим, с начала 1985 года, в ОКБ Сухого начался новый этап по тематике ударного самолёта.

В июне 1985-го в ОКБ было подготовлено «Дополнение к техпредложениям по истребителю-бомбардировщику Су-27ИБ на базе Су-27УБ», а к началу 1986 года началась подготовка к запуску машины в рабочее проектирование. В это же время Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем подготовил заключение по прицельному комплексу «Шквал», где отмечалось, что применение в качестве основного целевого канала оптико-телевизионной системы снижало возможности круглосуточного применения самолёта и предлагалось вернуться к установке на борту РЛС. На основании этого заключения по инициативе Генерального конструктора началась проработка принципиально нового варианта компоновки с РЛС на борту.

Большие поперечные габариты РЛС, размещаемой в носовой части фюзеляжа, предопределили решение разместить членов экипажа рядом, как это реализовано на Су-24, и использовать наработки по проекту Т-10КМ-2. Однако Генеральный конструктор пошел гораздо дальше: он предложил для улучшения условий обитаемости и повышения комфорта существенно увеличить размеры кабины. Для этого кресла членов экипажа разнесли в стороны так, что лётчик мог пройти между ними и встать в закресельном пространстве в полный рост. Ширина прохода между креслами составила 300 мм, а высота кабины у задней стенки - 2000 мм. Фонарь при этом выполнялся не открывающимся, со сбросом створок в аварийной ситуации, а вход в кабину осуществлялся через эксплуатационный люк в нижней её части.

В июне 1986 года были выпущены чертёжи общего вида и компоновочная схема. Новый самолёт получил заводское обозначение 10В, которое официально стали использовать с 16 июля 1986 года. Тогда же по указанию Генерального конструктора в отделе проектов выпустили полный комплект директивной документации по геометрии. Таким образом, летом 1986-го в отделах ОКБ им. Сухого началась проработка технических решений по новому варианту самолёта.

19 июня 1986 года вышло Постановление правительства, а 15 октября 1986 года - соответствующий приказ МАП, в соответствии с которым ОКБ Сухого официально получило задание на разработку Су-27ИБ.

Была поставлена задача создать самолёт, предназначенный для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе, малоразмерных и подвижных, в любых погодных и климатических условиях, в любое время суток, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в том числе с использованием ядерного оружия.

В связи с увеличившейся массой самолёта и более жесткими условиями базирования, которые предусматривали эксплуатацию на грунтовых аэродромах, пришлось существенно усиливать опоры шасси. На передней устанавливалась спарка колес 680x260 мм, а на основных опорах - тележки, с продольным расположением двух колес размером 950x400 мм.

Некоторые элементы Су-34 выполнили с учётом технологии снижения эффективной поверхности рассеивания (ЭПР). Например, основной радиопрозрачный обтекатель радара имел острые боковые кромки, плавно переходящие в наплыв ПГО, за счёт чего уменьшалась степень отражения излучения РЛС противника при неизменно хорошей аэродинамике. Интегральная компоновка планера сочеталась с радикально изменённой сплюснутой формой носовой части. Это, а также радиопоглощающие покрытия и материалы, сделали Су-34 значительно менее заметным на экранах радаров, по сравнению с Су-24, F-111 и F-15E. Отсутствие подфюзеляжных килей также снизило отражающую поверхность самолёта.

Самолёт оснащён инерциальной навигационной системой, средствами радио- и спутниковой навигации. В кабине установлены многофункциональные цветные индикаторы, а также индикаторы на лобовом стекле (ИЛС). Нашлемное прицельное оборудование позволяет осуществлять целеуказание при помощи "взгляда", что значительно снижает время реакции оружия.

Планер Су-34 выполнен по схеме "интегральный продольный триплан" и имеет ярко выраженную интегральную компоновку. Интегрально сопряжённое с фюзеляжем трапециевидное крыло имеет стреловидность по передней кромке 42 о. ПГО и стабилизаторы выполнены цельноповоротными. Стабилизатор имеет возможность как синфазного, так и дифференциального отклонения.

Для управления самолётом используется цифровая многоканальная СДУ. Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, в автоматическом режиме управляет положением ПГО, обеспечивая гашение колебаний самолёта в плоскости тангажа. Система активной безопасности, внедрённая на бомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полётные режимы и столкновение с землей при полёте на предельно малых высотах. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, а также обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку.

Катапультные кресла К-36ДМ с улучшенной эргономикой обеспечивают аварийное покидание самолёта на околонулевых скоростях и высотах.

В отличие от своего прототипа, Су-34 имеет меньшую скорость - 1900 км/час против 2420 у Су-27 и он менее манёвренный, в тоже время у него намного больше взлётная масса - до 45 тонн в перегрузке. Размещение экипажа "плечом к плечу" улучшает эргономику рабочих мест и упрощает взаимодействие между лётчиком и штурманом. Чтобы попасть в кабину, пилоты поднимаются через нишу в передней стойке шасси по специальному откидному трапу.

Кабина Су-34 оборудована всем необходимым для выполнения продолжительных полётных заданий, - она отапливается и имеет кондиционер. На борту имеется санузел и мини-кухня с микроволновой печью, как отмечалось выше, в кабине достаточно места, чтобы встать и распрямиться в полный рост.

Для защиты членов экипажа кабина выполнена по типу бронекапсулы из титановой брони. Также бронирован и расходный топливныи бак. Испытания новой кабины на обстрел показали её полную надежность. Масса брони самолёта составляет 1480 кг.

При нормальном взлётном весе в 39 тонн дальность полёта достигает 4000 км, а с дополнительными топливными баками - 7000 км.

То­п­лив­ная сис­те­ма са­мо­лё­та со­сто­ит из че­ты­рёх ба­ков общей ёмкостью 12 100 кг, расположенных в фюзеляже, центроплане и в консолях крыла, на­со­сов под­кач­ки и пе­ре­кач­ки то­п­ли­ва и то­п­ли­во­мер­но-рас­хо­до­мер­ной ап­па­ра­ту­ры. Самолёт оснащён системой до­за­прав­ки с вы­пус­кае­мой штан­гой-то­п­ли­во­при­ём­ни­ком в передней час­ти фю­зе­ля­жа пе­ред ка­би­ной, а также дву­мя фа­ра­ми ноч­ной за­прав­ки. До­за­прав­ка мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся от са­мо­лё­то­в-за­прав­щи­ков Ил-78, Ил-78М, обо­ру­до­ван­ных уни­фи­ци­ро­ван­ным под­вес­ным аг­ре­га­том за­прав­ки УПАЗ.

Силовая установка самолета представлена двумя турбореактивными двигателями АЛ-31Ф-М1, которые развивают тягу до 13 300 кгс каждый. Ожидается, что в модернизированном варианте на самолёт будут устанавливаться более совершенные двигатели АЛ-41Ф, которые позволят выполнять продолжительный полёт на сверхзвуковой скорости без применения форсажа.

Са­мо­лёт ос­на­щён ком­плек­сом БРЭО Ш-141, обес­пе­чи­ваю­щим ре­ше­ние бое­вых за­дач во всем диа­па­зо­не ус­ло­вий при­ме­не­ния с вы­со­кой сте­пе­нью ав­то­ма­ти­за­ции. Струк­ту­ра ком­плек­са раз­дель­но-ин­те­граль­ная. Все ин­фор­ма­ци­он­ные сис­те­мы ском­по­но­ва­ны как ав­то­ном­ное обо­ру­до­ва­ние, в со­став ко­то­ро­го вхо­дят вы­чис­ли­тель­ные бло­ки, ба­зи­рую­щие­ся на ЦВМ боль­шой мощ­но­сти «Ар­гон» и ряд спе­ци­аль­но про­грам­ми­руе­мых про­цес­со­ров. Все бло­ки управ­ля­ют­ся цен­траль­ной ком­пь­ю­тер­ной сис­те­мой, ко­то­рая пол­но­стью ко­ор­ди­ни­ру­ет ра­бо­ту, об­мен дан­ны­ми и ока­зы­ва­ет ин­тел­лек­ту­аль­ную по­мощь эки­па­жу са­мо­лё­та при ре­ше­нии бое­вых за­дач.

Мо­дуль­ная кон­ст­рук­ция все­го ком­плек­са, дуб­ли­ро­ва­ние про­грамм­но­го обес­пе­че­ния и обо­ру­до­ва­ния и од­но­вре­мен­ная ра­бо­та всех ин­фор­ма­ци­он­ных сис­тем де­ла­ют воз­мож­ным ре­ше­ние бое­вой за­да­чи при час­тич­ном вы­хо­де из строя и да­же от­ка­зе не­ко­то­рых ин­фор­ма­ци­он­ных сис­тем.

Мо­дуль­ная кон­ст­рук­ция по­зво­ля­ет лег­ко из­ме­нять со­став ком­плек­са, вво­дя при не­об­хо­ди­мо­сти но­вые ин­фор­ма­ци­он­ные сис­те­мы. Ус­та­нов­лен­ная на бор­ту са­мо­лё­та мно­го­ре­жим­ная БРЛС Б004 с фа­зи­ро­ван­ной ан­тен­ной ре­шет­кой по­зво­ля­ет об­на­ру­жи­вать ма­ло­раз­мер­ные на­зем­ные це­ли, осу­ще­ст­в­ляя од­но­временно со­про­во­ж­де­ние до 10 целей и обстрел до 4-х. Даль­ность об­на­ру­же­ния крупных воз­душ­ных це­лей 200-250 км, истребителей - 90 км, в ре­жи­ме «воз­ду­х-по­верх­ность»: же­лез­но­до­рож­ный мост - 160 км, груп­па тан­ков - 70 км, эс­ми­нец - 150 км.

Радар имеет функцию поддержки полёта на сверхмалых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности.

Воз­мож­но­сти по об­на­ру­же­нию и ата­ке ма­ло­раз­мер­ных це­лей по­вы­ша­ют­ся за счёт ис­поль­зо­ва­ния двух­ка­наль­ной те­ле­ви­зи­он­ной и те­п­ло­ви­зи­он­ной сис­те­мы, со­вме­щён­ной с ла­зер­ным даль­но­ме­ро­м-це­ле­ука­за­те­лем. Ка­на­лы мо­гут ра­бо­тать как со­вме­ст­но, так и раз­дель­но, в за­ви­си­мо­сти от по­год­ных ус­ло­вий и вре­ме­ни су­ток.

В тоже время, в условиях сложной горно-лесистой местности Су-34 сталкивается с большими сложностями для поиска и наведения на цель вооружения. Так, например, при нанесении удара по одному из лагерей боевиков "Иммарата Кавказ" в гористой местности в Ингушетии, радар не смог найти цель, а тепловизионный и телевизионный каналы оказались с ограниченным полем зрения - основа прицельного комплекса - высокотехнологичный радар Ш-141 оказался в таких условиях бесполезен. Экипаж не смог найти на картинке, забитой отражением различных объектов на земле, нужной цели, и фронтовой бомбардировщик был вынужден снизиться для поиска и уничтожения объекта до высоты досягаемости ПЗРК. Благо, средств поражения у боевиков не было.

Интересной и оригинальной особенностью Су-34 является его радиолокационная станция задней полусферы.

АФАР РЛС заднего обзора расположена в контейнере между двигателями и позволяет обнаруживать атаку на Су-34 ракетами в хвост. Именно так был атакован турецким F-16 в Сирии наш Су-24М в октябре 2015 года.

Особенность РЛС заднего обзора заключается в возможности наведения на атакующий истребитель специальных ракет РВВ-АЕ "воздух-воздух" и их запуск в заднюю полусферу с самого Су-34 без маневрирования и разворота в сторону атакующего истребителя.

Пуск ракет в заднюю полусферу - довольно уникальная технология, которой не обладают ни самые распространённые американские истребители F-15 и F-16, ни F-22 Raptor, из-за чего среди профессионального сообщества идут дискуссии о реальности и работоспособности таких технологий на Су-34. На сайте ОКБ Сухого в списке ТТХ усеченной экспортной версии самолёта с обозначением Су-32 радар заднего обзора не указывается, но в 2009 и 2012 годах размещались пресс-релизы с сообщением о наличии на Су-34 РЛС заднего обзора.


Схема размещения вооружения на точках подвески

Для увеличения боевой нагрузки и снижения сопротивления на Су-34 реализована возможность размещения неуправляемых средств поражения (бомб, КМГУ) на фюзеляжных узлах подвески в две параллельные «строчки» по три точки в каждой, в итоге, общее число точек подвески на самолёте выросло до 18 (12 штатных + 3х2 дополнительных). Специально для этого были «спрямлены» оси воздухозаборников. Сами воздухозаборники, исходя из условий работы на меньшем расчетном значение числа Маха и для снижения массы, сделаны нерегулируемыми.

Воо­ру­же­ние са­мо­лё­та состоит из встро­ен­ной 30 мм пушки ГШ-301 с бое­ком­плектом в 180 сна­ря­дов и управ­ляе­мых, кор­рек­ти­руе­мых и не­управ­ляе­мых ра­ке­т и бом­б ши­ро­кой но­менк­ла­ту­ры, которые размещаются на 12 точ­ках под­вес­ки. Управ­ляе­мое ра­кет­ное воо­ру­же­ние клас­са «воз­ду­х-воз­дух» вклю­ча­ет до 6 ра­кет сред­ней и уве­ли­чен­ной даль­но­сти ти­па Р-27 раз­лич­ных мо­ди­фи­ка­ций с те­п­ло­вой (Р-27Т, Р-27ЭТ) и по­лу­ак­тив­ной ра­дио­ло­ка­ци­он­ной (Р-27Р, Р-27ЭР) го­лов­ка­ми са­мо­на­ве­де­ния, до 8 ра­кет сред­ней даль­но­сти Р-77 (РВВ-АЕ) с ком­би­ни­ро­ван­ной сис­те­мой на­ве­де­ния и до 6 са­мо­на­во­дя­щих­ся ра­кет ближ­не­го боя ти­па Р-73.

Управ­ляе­мое и кор­рек­ти­руе­мое воо­ру­же­ние клас­са «воз­ду­х-по­верх­ность» вклю­ча­ет так­ти­че­ские ра­ке­ты ма­лой даль­но­сти Х-25М и Х-29 раз­лич­ных мо­ди­фи­ка­ций с ла­зер­ной, те­ле­ви­зи­он­ной и те­п­ло­ви­зи­он­ной сис­те­ма­ми на­ве­де­ния, кор­рек­ти­руе­мые ра­ке­ты С-25Л, ра­ке­ты сред­ней даль­но­сти Х-31П(А) с пас­сив­ной (ак­тив­ной) ра­дио­ло­ка­ци­он­ной го­лов­кой са­мо­на­ве­де­ния и те­ле­ви­зи­он­но-ко­манд­ные ра­ке­ты Х-59М, кор­рек­ти­руе­мые бом­бы ка­либ­ра ти­па КАБ-500 и КАБ-1500 с ла­зер­ной, те­ле­ви­зи­он­ной и те­ле­ви­зи­он­но-ко­манд­ной сис­те­ма­ми на­ве­де­ния. Чис­ло ра­кет Х-59М и бомб КАБ-1500 на са­мо­лё­те мо­жет дос­ти­гать трех, чис­ло дру­гих ра­кет «воз­ду­х-по­верх­ность» и 500-килограммовых кор­рек­ти­руе­мых бомб - шес­ти.

Так­же, в со­став воо­ру­же­ния мо­гут вклю­чать­ся: авиа­бом­бы ка­либ­ра от 100 до 500 кг, кон­тей­нер­ные сис­те­мы (ти­па КМГУ), бло­ки не­управ­ляе­мых авиа­ци­он­ных ра­кет С-8, С-13 - Б-8М, УБ-13, НАР С-25 - в од­но­ра­зо­вых пус­ко­вых уст­рой­ст­вах О-25. Мак­си­маль­ная мас­са бое­вой на­груз­ки Су-34 - 8000 кг (по не­офи­ци­аль­ным дан­ным - до 12500 кг).

Первый полёт опытного экземпляра Су-27ИБ "42" синий (Т-10В-1) состоялся на аэродроме ЛИИ им. Громова 13 апреля 1990 года, поднимал самолёт один из лучших пилотов фирмы Сухого, Герой России, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Анатолий Иванов.

Летом 1990 г. опытный Су-27ИБ был перебазирован на аэродром испытательного Центра авиации ВМФ СССР, расположенный в посёлке Новофёдоровка рядом с крымскими Саками. Находившийся в это время на отдыхе в Крыму Президент Советского Союза Горбачёв знакомился с новой техникой, принимавшей участие в учениях Черноморского Флота, в том числе и с тяжёлым авианесущим крейсером "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", который вышел на заводские ходовые испытания после очередной достройки. Руководство ОКБ им. Сухого решило вместе с палубными самолётами продемонстрировать Президенту и новейший фронтовой истребитель-бомбардировщик.


Имитация посадки Су-27ИБ на палубу авианесущего крейсера "Тбилиси", 1990 год. Фото (с) А. Кримец, ИТАР-ТАСС

Лётчики-испытатели Центра мастерски выполняли на Су-27ИБ имитацию захода на посадку над палубой крейсера. Находившийся в это время на корабле корреспондент агентства ИТАР-ТАСС А. Кремко сфотографировал подлетающий с выпущенными шасси самолёт, после чего снимок был распространен по многочисленным каналам агентства с подписью "Посадка на палубу ТАКР "Тбилиси", хотя на фото видно, что у Су-34 нет посадочного гака, и он в общем-то и не предназначен для посадки на авианосец. Так появился первый официальный снимок Су-27ИБ.

18 декабря 1993 года состоялся первый полёт предсерийного варианта Су-27ИБ, получившего название Су-34 (синий бортовой номер "43"). По сути, это был второй опытный самолёт, но уже в серийной конфигурации, машина имела заводской шифр Т-10В-2. Через год, 28 декабря 1994 года, в Новосибирске, с аэродрома авиационного завода, поднялся в воздух первый серийный Су-34 (Т-10В-5).

В 2004 году самолёт был передан заводом на совместные государственные испытания, после окончания которых, в 2005 году НАПО им. Чкалова приступило к постройке первой серийной партии. 15 февраля 2006 г. военно-воздушным силам страны были переданы два первых серийных фронтовых бомбардировщика Су-34. Государственная программа испытаний проходила в несколько этапов одновременно с производством самолёта с 30 октября 2006 года до 19 сентября 2011 года.

Как отмечали СМИ в 2008 году, в серийном производстве Су-34 важно не столько количество, сколько налаживание производства самолётов по заданной цене. В связи с чем стояла необходимость произвести техническое перевооружение Новосибирского авиазавода, чтобы добиться снижения себестоимости и трудоёмкости сборочного процесса.

В годовом отчёте завода за 2008 год указано, что в течение года велись работы по ремонту и реконструкции производственных объектов, внедрялось высокопроизводительное оборудование и новые технологические процессы. В 2008-2009 годах было закуплено 43 высокопроизводительных обрабатывающих центра на общую сумму порядка 2 млрд рублей, что позволило снизить стоимость сборки одного самолёта.

В настоящее время стоимость производства Су-34 составляет 1 - 1,5 млрд. рублей. Более точных данных в открытых источниках нет.

20 марта 2014 года после устранения недостатков, выявленных во время испытаний, Су-34 был принят на вооружение ВВС РФ.

Первое боевое применение Су-34 состоялось в ходе пятидневной войны в 2008 году. Самолёт применялся для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО. Для подавления радиоэлектронных систем грузинской армии Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло зенитно-ракетным комплексам Грузии успешно проводить отстройку от помех. По наиболее опасным комплексам «Бук» и С-125 Су-34 нанесли ракетные удары. В результате чего уничтожили ключевую грузинскую радиолокационную станцию 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори, полностью «ослепив» всю систему противовоздушной обороны страны.

В военной операции в Сирии по уничтожению террористической организации ДАИШ участвовали 14 истребителей-бомбардировщиков Су-34 - к 6 самолётам, находившимся на авиабазе в Хмеймим с 30 сентября 2015 года, 17 ноября присоединились ещё 8 машин.

Разработка бомбардировщика (сначала классифицировавшегося как истребитель-бомбардировщик) Су-27ИБ, имевшего заводской шифр Т-10В, велась с начала 1980-х гг. под общим руководством М.П.Симонова. Главным конструктором самолета был назначен Р.Г.Мартиросов.

Первоначально работы над Т-10В шли в направлении модификации двухместного самолета Су-27УБ, в практически не измененную конструкцию планера которого предполагалось вписать новое радиоэлектронное оборудование и вооружение. Однако в дальнейшем было принято решение о размещении экипажа рядом, что обещало повышение эффективности боевого применения и безопасности полета. Кроме того, такая компоновка позволяла избавиться от дублирования ряда приборов. Улучшалась и эргономика кабины экипажа, что делало возможным выполнять более длительные полеты.

Следующим шагом явилось применение крыла с новым наплывом, на котором разместилось переднее горизонтальное оперение. Было решено отказаться от регулируемого воздухозаборника, что обусловливалось спецификой боевого применения ударного самолета.

К 1990 году было в основном завершено проектирование новой машины и вскоре на опытном производстве машиностроительного завода им. П.О.Сухого начались работы по трансформации одного из серийных учебно-боевых самолетов Су-27УБ в опытный экземпляр истребителя-бомбардировщика Т-10В-1 (впоследствии известный как Су-34-1). На Новосибирском авиационном заводе им. В.П.Чкалова изготовили новую носовую секцию самолета, которую установили на модернизированный планер «спарки». Замене подверглись также воздухозаборники и мотогондолы.

Первый полет переоборудованного самолета состоялся 13 апреля 1991 года на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова. Машину пилотировал заслуженный летчик-испытатель А.Иванов.

Одновременно с испытаниями первого опытного самолета на Новосибирском заводе им. В.П.Чкалова началась подготовка к серийному производству истребителя-бомбардировщика, получившему еще одно название - Су-34. В конце 1993 года завершилась сборка первого предсерийного самолета, и 18 декабря Су-34 с бортовым номером «43», пилотируемый летчиками-испытателями И.В.Вотинцевым и А.И.Гайворонским, впервые поднялся в воздух. 3 марта 1994 года он совершил беспосадочный перелет из Новосибирска в Подмосковье, на аэродром в Жуковском. Летом 1994 года эта машина впервые была публично продемонстрирована на международном авиакосмическом салоне в Париже. Она была вновь переименована и предстала перед парижанами как Су-32ФН (FN - Fighter Navy, т.е. истребитель морской). Англоязычная аббревиатура в названии самолета свидетельствовала о стремлении его создателей продвигать бомбардировщик на мировой рынок вооружений (после перекраски в новые, «морские» цвета самолет получил и новый бортовой тактический номер «45»).

Создателями Су-34 был учтен опыт боевого применения авиации на малых высотах. Кабина экипажа этого самолета выполнена (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде броневой титановой капсулы. Аналогичную защиту получили и другие жизненно важные элементы конструкции, в частности расходный топливный бак и двигатели. Общая масса элементов конструкционной защиты составила 1480 кг. Все это в сочетании со средствами защиты, реализованными еще на самолете Су-27, обеспечило Су-34 высокую степень выживаемости в маловысотном полете над территорией, насыщенной средствами ПВО.

Еще одним элементом, повышающим боевую живучесть, явилось наличие у штурмана-оператора второго управления. Продолжительный полет на Су-34 стал значительно более комфортабельным. Члены экипажа получили возможность вставать в кабине в полный рост, что позволяет им восстанавливать работоспособность затекших мышц, в кабине появился туалет и шкаф для подогрева пищи. Воздушная система на высоте до 10000 м поддерживает в кабине давление, соответствующее высоте 2400 м, благодаря чему экипаж совершает полет без кислородных масок. Имеется мощная система кондиционирования воздуха. Все это обеспечивает высокую работоспособность летчиков в длительном, продолжительностью до 10 ч полете, еще более повышая боевой потенциал Су-34.

Су-34 предназначен для уничтожения наземных (надводных), в том числе и малоразмерных, подвижных и стационарных объектов в тактической и оперативной глубине противника, а также воздушных целей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.

В настоящее время Су-34 рассматривается как одна из наиболее приоритетных программ ВВС России. По мнению ряда специалистов, уровень БРЭО этой машины позволяет отнести ее к боевым самолетам пятого поколения.

Самолет имеет значительный потенциал дальнейшего развития. В настоящее время, помимо бомбардировочной модификации, ведутся работы по созданию новых вариантов Су-34, в частности самолета-разведчика и самолета РЭБ. В перспективе, после освоения Рыбинским заводом серийного производства ТРДДФ нового поколения - АЛ-41Ф - с максимальной тягой около 20000 кгс, оснащенного системой управления вектором тяги, которое ожидается в 2005 году; этот двигатель планируется установить и на Су-34.

Особенности конструкции

[ JPEG 1024x549 33 Кб ]

Планер Су-34 выполнен по схеме «интегральный продольный триплан» и имеет ярко выраженную интегральную компоновку. Крыло, интегрально сопряжённое с фюзеляжем, трапециевидное и имеет стреловидность по передней кромке 42°. ПГО выполнено цельноповоротным. Стабилизатор - дифференциально отклоняемый. По сравнению с Су-27 практически без изменения сохранена форма консольных частей крыла и хвостового оперения, однако крыльевые наплывы продлены до имеющей эллипсовидное сечение носовой части фюзеляжа. Носовая часть удлинена для установки антенны БРЛС. Носовой обтекатель самолета имеет сплющенную форму с развитыми боковыми наплывами и заостренными кромками. Внутри обтекателя размещается РЛС с малоразмерной антенной. Подфюзеляжных гребней не имеет.

Кабина двухместная, закрытая, герметичная. Выполнена в виде сварной титановой броневой капсулы с толщиной стенок до 17 мм. Остекление - так же бронированное. Кабина оснащёна системой отопления и кондиционирования воздуха. Рабочие места экипажа размещены рядом, одно возле другого, «плечом к плечу», что значительно снижает их утомляемость и улучшает взаимодействие. Слева находится лётчик, справа - штурман оператор. Вход осуществляется через носовую нишу шасси по откидному трапу. Члены экипажа располагаются в катапультных креслах К-36ДМ с улучшенной эргономикой. Катапультирование возможно на всех режимах (включая стоянку и руление). Кабина сделана просторной и комфортной. В длительном полёте можно поспать в проходе между креслами, встать за креслами в полный рост. Имеется в наличии санузел и микроволновая печь для горячего питания экипажа. Шасси: На самолете применено новое тележечное шасси с тандемным расположением колес на основных опорах, обеспечивающее самолету хорошую проходимость по плохо подготовленным аэродромам (а следовательно, и боевую «выживаемость», в условиях, когда капитальные ВПП будут выведены из строя, как это случилось, к примеру, в Ираке в 1991 г., и авиацию придётся рассредотачивать на полевых аэродромах). Передняя стойка шасси полурычажного типа усилена и оснащена двумя колесами. Основные опоры убираются по направлению полета в ниши центроплана с разворотом тележек. В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием, что заставило конструкторов перенести контейнер тормозного парашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным, «клавишного» типа.

Силовая установка и топливная система

Силовая установка самолета включает два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами АЛ-31Ф или их модификации. На серийных самолетах Су-34 могут применяться более мощные и экономичные модификации АЛ-31Ф, известные в печати под названиями АЛ-31ФМ и АЛ-35Ф и располагающие тягой, по разным данным, от 12800 до 14000 кгс (соответственно 125.6 и 137.3 кН). Имеется ВСУ. Топливная система включает: три бака в фюзеляже, один - в центроплане и два - в консолях крыла (по другим данным - четыре бака увеличенного объема (три - в фюзеляже и центроплане и один - в консолях крыла); насосы подкачки и перекачки топлива; топливомерно-расходомерную аппаратуру. Возможна установка сбрасываемых подвесных топливных баков ёмкостью по 3000 л. Имеется система дозаправки топливом в полете методом «шланг - конус» (прием топлива может осуществляться с «танкеров» Ил-78 и Ил-78М, однотипного самолета Су-34, а также бомбардировщика Су-24М, оснащенных подвесным агрегатом УПАЗ). Убирающаяся топливоприемная штанга размещается в левом фюзеляжном наплыве в головной части фюзеляжа перед кабиной. Имеется две фары ночной заправки.

Бортовое оборудование и системы

Пилотажно-навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации. Для управления самолетом используется цифровая многоканальная СДУ. Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, в автоматическом режиме управляет положением ПГО, обеспечивая гашение колебаний самолета в плоскости тангажа. Система активной безопасности, внедренная на бомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полетные режимы и столкновение с землей при маловысотном полете. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, а также обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку. Самолет оснащен комплексом БРЭО , обеспечивающим решение боевых задач во всем диапазоне условий применения с высокой степенью автоматизации. Структура комплекса - раздельно-интегральная. Все информационные системы скомпонованы как автономное оборудование, в состав которого входят вычислительные блоки, базирующиеся на ЦВМ большой мощности «Аргон», а также ряд специально программируемых процессоров. Все блоки управляются центральной компьютерной системой, которая полностью координирует работу, обмен данными и оказывает интеллектуальную помощь экипажу самолета при решении боевых задач. Модульная конструкция всего комплекса, дублирование программного обеспечения и оборудования, а также одновременная работа всех информационных систем делают возможным решение боевой задачи при частичном выходе из строя и даже отказе некоторых информационных систем. Модульная конструкция позволяет легко изменять состав комплекса за счет введения при необходимости новых информационных систем. Установленная на борту самолета многорежимная БРЛС с фазированной антенной решеткой позволяет обнаруживать малоразмерные наземные цели, осуществляя одновременное сопровождение «на проходе» несколько воздушных целей. Дальность обнаружения воздушных целей - 200-250 км. Бомбардировщик оснащен также БРЛС заднего обзора , которая не только предупреждает экипаж об атаке противника, но и обеспечивает управление ракетами класса «воздух - воздух» в задней полусфере. Возможности самолета по обнаружению и атаке малоразмерных целей повышаются за счет использования двухканальной телевизионной и тепловизионной системы , совмещенной с лазерным дальномером-целеуказателем. Каналы могут работать как совместно, так и раздельно в зависимости от погодных условий и времени суток.
Вестник авиации и космонавтики №3/99
[ JPEG 1024x632 99 Кб ]
Центральная вычислительная управляющая система включает рабочее место штурмана-оператора, центральный компьютер и мультиплексную шину передачи данных. На рабочем месте штурмана-оператора установлены два многофункциональных цветных индикатора на ЭЛТ с панелью на жидких кристаллах. На дисплеях индицируется обработанная информация: от систем - буквенно-цифровая, от компьютера - в виде символов. Индикаторы позволяют микшировать изображения в режиме «большой картинки», когда на одном экране выдается одновременная информация от различных систем. Бортовая цифровая ЭВМ использует системамы «искусственного интеллекта» и «искусственной безопасности». Для морского варианта самолета (его экспортная модификация известна как Су-32ФН) применен комплекс радиоэлектронного оборудования, модернизированный для решения дополнительных задач и обеспечивающий ведение разведки, наблюдение за поверхностью моря, поиск подводных лодок, обнаружение мин и борьбу с надводными кораблями противника. При борьбе с подводными лодками (ПЛ) комплекс БРЭО может осуществлять поиск целей при получении предварительного целеуказания от других средств, в том числе космических. Все поисково-прицельные операции реализуются в автоматическом режиме. Интеллектуальная система помощи экипажу обеспечивает непрерывность выполнения боевой задачи без вмешательства оператора, а также позволяет реализовать несколько вариантов ее решения. Основными средствами обнаружения ПЛ на борту самолета Су-32ФН являются БРЛС в комплексе с радиогидроакустическими буями (РГАБ), а также датчик магнитных аномалий, размещенный в хвостовой балке. Самолет способен брать на борт до 72 РГАБ, в состав которых входит несколько пассивных пеленгаторов, работающих в широком диапазоне частот, активные РГАБ и средства взрывного генерирования волн.

Вооружение

Вестник авиации и космонавтики №3/99
[ JPEG 1024x716 117 Кб ]
Встроенная пушка ГШ-301 (30-мм, 1800 выстрелов в минуту, боекомплект - 180 патронов). На 12 узлах внешней подвески (под фюзеляжем, мотогондолами и консолями крыла) может размещаться до 8000 кг разнообразного вооружения. Комплекс ударного высокоточного вооружения обеспечивает поражение наземных (надводных) целей на дальности до 250 км. В его состав входят тактические крылатые ракеты Х-59М с телевизионным командным наведением (до трех КР), ракеты "воздух - поверхность" типа Х-29, Х-25М и С-25Л (до шести единиц), противокорабельные ракеты четырех типов с дальностью действия 250, 180 и 70 км, противорадиолокационные высокоскоростные ракеты типа Х-31 (до шести), до трех корректируемых авиационных бомб калибром 1500 кг или до шести калибром 500 кг, до четырех торпед. Под фюзеляжем может подвешиваться контейнер с 70 радиогидроакустическими буями. "Неинтеллектуальное" оружие для поражения наземных целей аналогично вооружению самолета Су-27 и включает до шести блоков с НАР С-8 (120 ракет) или С-13 (30 НАР), а также до шести ракет С-25, до семи контейнеров малогабаритных грузов КМГУ, до 16 ФАБ-500, до 22 ФАБ-250 или до 34 ФАБ-100. Ракетное вооружение "воздух - воздух" в целом аналогично вооружению других самолетов семейства Су-27. Оно включает до восьми ракет средней дальности с активным радиолокационным самонаведением РВВ-АЕ, до шести ракет средней дальности типа Р-27 или УР малой дальности с ТГС Р-73. На концевых частях крыла могут размещаться два контейнера с системой РЭБ. Под крылом и фюзеляжем подвешиваются три ПТБ по 3000 л каждый.

Габариты

Размах крыла 14,05 м; длина самолета (с ПВД) 23,34 м; высота самолета 6,36 м.

Массы и нагрузки, кг

Нормальная взлетная 42000, максимальная взлетная 44360, топлива во внутренних баках 12100, топлива с учетом ПТБ 19300, боевая нагрузка на внешних узлах подвески: нормальная 4000, максимальная 8000.

Лётные характеристики

Максимальная скорость - 1900 км/ч (М=1,8); максимальная скорость у земли - 1400 км/ч; практический потолок - 14000 м; боевой радиус действия (при скорости 900 км/ч): на малой высоте без ПТБ - 600 км, на малой высоте с ПТБ - 1130 км; перегоночная дальность с ПТБ - 4500 км; практическая дальность - 4000 км; практическая дальность с одной дозаправкой в воздухе - 7000 км; длина разбега - 1260 м; длина пробега - 1100 м (с тормозным парашютом - 950 м); максимальная эксплуатационная перегрузка - 7.

Ссылки

  • Су-34 - книга из авиационной серии Polygon.

Источники

  • Ильин В. «Фронтовой бомбардировщик Су-34». «Вестник авиации и космонавтики», 1999г, № 3.
  • Ильин В., Левин М. «Су-34. Фронтовой бомбардировщик». «Бомбардировщики». - М.: Виктория, АСТ, 1997.
  • Котлобовский А. «Су-34». «Послевоенные ударные самолёты». «Архив-Пресс», Киев, 1997.
  • Михеев А., Фомин А. «Су-34». «Авиационная серия Polygon», М.: Любимая книга, 1995.
  • «Энциклопедия вооружений Кирилла и Мефодия».

Помогали

  • Oleg «Alec» Lazinkov (Сканирование)

Новости о Су-32/34

  • В Чечне завершаются боевые испытания нового самолета ударной истребительной авиации СУ-27 ИБ, не имеющего аналогов в мире . ИТАР-ТАСС, 22.01.2000

Су-34 - истребитель-бомбардировщик российского производства, предназначенный для атаки наземных целей противника авиационными средствами поражения, в условиях активного противодействия средствами ПВО. Эффективность самолета достигается за счет применения инновационных средств для радиоэлектронной борьбы, уникальных боевых качеств, а также возможности поражения воздушных целей вне зависимости от времени суток и погодных условий. Российские военные называют этот истребитель «утенком», а когда речь доходит до его боевых характеристик - «адским утенком».

По своим тактико-техническим параметрам самолет Су-34 относится к поколению «4++». При выполнении боевых задач он не нуждается в сопровождении истребителями прикрытия, благодаря высоким боевым качествам, позволяющим самостоятельно вести маневренный воздушный бой практически с любыми существующими военными самолетами мира.

История создания самолета

Самолет Су-34 создавался для замены фронтового бомбардировщика Су-24, который хорошо показал себя в ряде вооруженных конфликтов, но устарел. В процессе разработки учитывалось, что вероятный противник имеет на своем вооружении большое количество машин 4-го поколения. Истребитель проектировался на основе опыта боевой эксплуатации всех существующих на тот момент российских военных самолетов, а также зарубежного опыта использования сил авиации в локальных конфликтах.

Разработка машины была начата в июне 1986 года. Проект получил кодовое название «Т-10В» или «Су-27ИБ» (истребитель-бомбардировщик). Как можно понять из последнего названия, в качестве основы для нового самолета выступил проект истребителя Су-27. Первый прототип Т-10В впервые поднялся в воздух 13 апреля 1990 года. Широкой публике самолет был впервые представлен под именем СУ-32Ф лишь в 1995 году, в рамках международного авиасалона в Ле Бурже (Франция).

Позже были произведены два опытных и один стендовый образец. После ряда испытаний последовал выпуск семи предсерийных машин, одна из которых была доработана до характеристик серийного самолета.

Истребитель-бомбардировщик был пущен в серию в апреле 2005 года на Новосибирском авиационном заводе. Первый серийный самолет поднялся в небо 12 октября 2006 года на аэродроме им. Чкалова. Пилотирование новой машиной поручили Евгению Рудакасу и Рустему Асадуллину. Государственные испытания были начаты 30 октября того же года, и проходили параллельно с производством первых моделей.

В 2008 году завод-производитель подписал 5-летний контракт на поставку военно-воздушным силам РФ 32 самолетов, а в 2012 году - 8-летний контракт на поставку еще 92 машин. В марте 2014 года Су-34 был принят на вооружение Российской Федерации. К 2020 году новый истребитель должен полностью заменить своего предшественника, модель Су-24.

Конструкция истребителя-бомбардировщика

Су-34 создан для нанесения бомбовых атак в оперативном и тактическом тылу противника, вне зависимости от времени суток и погодных условий, в том числе на малых высотах. Кроме того, он достойно может вести воздушный бой и уничтожать вражеские самолеты.

Самолет построен по аэродинамической схеме «продольный триплан», которая позволяет увеличить его маневренность, по сравнению с моделями, выполненными по обычной схеме. Кроме того, по сравнению с истребителем Су-27, Су-34 имеет увеличенную бомбовую нагрузку и запас топлива. Передняя часть имеет приплюснутую форму, за что самолет и нарекли «утенком». Она оснащается двухместной кабиной, в которой были предприняты меры по повышению уровня комфортности для членов экипажа при продолжительных полетах.

Силовая установка

Самолет оснащается парой моторов модели ТРДДФ АЛ-31Ф-М1. Каждый из них имеет 13 300 кгс тяги, что позволяет машине разогнаться до скорости в 1900 км/ч. Так как предполагается постоянная модернизация истребителя, его конструкция допускает смену моторов на новые, модели АЛ-41Ф. Такие двигатели дают до 14500 кгс тяги и позволяют выполнять полеты в режиме «суперкруз». Благодаря этому режиму, самолет получает массу преимуществ, в частности решается вопрос высокого расхода топлива при форсажном полете.

РЛС переднего обзора

Самолет оснащается радиолокационной станцией Ш-141, позволяющей эффективно обнаруживать наземные и воздушные цели. Дальность обнаружения этой системы колеблется от 75 до 250 километров и зависит от размера цели. Одновременно РЛС может сопровождать до 10 целей, а обстреливать - до 4. Она также способна ассистировать наведение ракет типа «воздух-воздух», оснащенных собственными радарами, путем «подсветки цели». Ракетам ближнего боя, оснащенным инфракрасной головкой самонаведения, РЛС предоставляет первоначальные координаты цели. Система также предусматривает возможность полета на предельно малой высоте и автоматическое огибание рельефа местности.

РЛС заднего обзора

Между моторами, в специальном контейнере, располагается РЛС заднего обзора. Она отслеживает атаки истребителя в заднюю полусферу и в качестве контрмеры предлагает режим обстрела атакующего самолета ракетами РВВ-АЕ типа воздух-воздух. Таким образом, пилоту, намеревающемуся атаковать преследующий самолет, не нужно тратить драгоценное время для маневрирования.

Так как РЛС заднего обзора с возможностью пуска ракет являются уникальной технологией, которую еще не использовали даже на передовых западных истребителях, и даже перспективных бомбардировщиках НАТО, многие эксперты ведут дискуссию насчет реальности ее существования и эффективности использования. Оживленные обсуждения вызваны недостатком в свободном доступе официальных данных о ней.

Подвесное оборудование для разведки

Для использования самолета Су-34 в качестве разведчика предусмотрена возможность установки на него подвесного оборудования, а именно УКР (универсального контейнера разведки) «Сыч». В зависимости от типа разведки он может выполняться в трех вариантах: радиолокационном, радиотехническом и оптическом.

Отражающая площадь

Вовремя разработки самолета особое внимание уделялось снижению его эффективной площади рассеяния. С этой целью были использованы композитные материалы, которые за счет радиопоглощающего покрытия способны уменьшить уровень отражения РЛ-волн. Кроме того, во время проектирования аэродинамической схемы корпуса были исключены аэродинамические гребки, а геометрия планера рассчитывалась особым образом. В результате, как утверждают представители ОКБ Сухого, при полете на небольшой высоте степень радиолокационной заметности самолета находится на уровне показателей крылатых ракет, при том, что размеры Су-34, естественно, в несколько раз больше.

Радиоэлектронная борьба и подавление средств ПВО

Для возможности противодействия вражеской РЛС в случае своего обнаружения самолет имеет оборудование для радиоэлектронной борьбы. Данный комплекс позволяет примерно в тридцать раз снизить вероятность поражения истребителя посредством систем с РЛ-наведением. С точки зрения РЭБ (радиоэлектронной борьбы), истребитель оснащен на уровне со специализированными машинами. По оценке западных экспертов, мощность его системы РЭБ аналогична по уровню системам самолетов EA-18G и EF-111A.

Для огневого поражения радиолокационных систем ПВО противника машина вооружается ракетами Х-15П, Х-58 и Х-31П с дальностью 120-160 км, а также ракетами Х-31ПД с дальностью 180-250 км. Отличным доказательством практической эффективности РЭБ Су-34 является тот факт, что во время одного из конфликтов в Грузии он использовался как истребитель радиоэлектронной борьбы.

Средства наведения самолета

Для эффективного использования вооружения Су-34 оснащен прицельным комплексом, позволяющим осуществлять поиск и поражение вражеских целей с помощью РЛС. В комплекс входит система «Платон», призванная наводить ракеты типа Х-29, а также управляемые бомбы КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л. Ракеты Х-29Т и бомбы КАБ-500Кр не нуждаются в дальнейшем наведении. Получив начальные координаты цели, они наводятся на нее посредством ТВ-камеры установленной в головке самонаведения.

Прицельный комплекс, используемый для поражения обычными средствами (неуправляемые бомбы и ракеты), обеспечивает высокие показатели точности, которые не единожды отмечались экспертами, в том числе представителями НАТО, на основе опыта применения Су-34 в Сирии. Важным является тот факт, что бомбардировки с помощью неуправляемых ракет обходятся гораздо дешевле. Запасы такого вооружения, оставшиеся в России от СССР, позволяют существенно сэкономить. Это крайне важно, учитывая, что стоимость Су-34 составляет более миллиарда рублей.

Характеристики истребителя позволяют использовать ракеты и бомбы номенклатуры НАТО с помощью модуля Damocles, производимого на Уральском оптико-механическом заводе по лицензии Thales Group. Разработка этого модуля была вынужденной мерой при исполнении контракта на поставку истребителей Су-30 в Малайзию.

Для повышения уровня защищенности экипажа и живучести самолета в целом внешний корпус кабины выполняется из бронированной титановой оболочки. Во время ее разработки учитывался опыт боевого применения истребителей Су-25. Су-34 получил гораздо более толстую броню (17 мм), которая способна остановить снаряды калибром до 12,7 мм. Общая масса брони составляет 1480 килограмм, что в полтора раза больше, чем у упомянутого предшественника. Помимо толщины, защита Су-34 примечательна тем, что она выполняется полностью из титанового сплава, без использования стальных и алюминиевых плит.

Кабина Су-34 оснащается парой катапультных кресел модели К-36ДМ, позволяющих выполнить катапультирование на любой высоте, в том числе с земли. На рабочее место летчики попадают через нижний люк, оборудованный ступеньками.

Обеспечение жизнедеятельности экипажа

Для эффективной и комфортной работы экипажа при полетах на значительную дальность (с дополнительными топливными баками самолет способен преодолевать расстояние до 7 тыс. километров), истребитель оснащается системами, повышающими комфортность.

Среди таковых стоит отметить:

  1. Биотуалет.
  2. Раскладное спальное место.
  3. Герметичный корпус и кислородную систему, позволяющие подниматься на высоту до 10 тыс. км без применения кислородных масок.
  4. Отопление и кондиционирование кабины.
  5. Кухонный отсек с микроволновой печью и термосами.
  6. Свободное пространство, позволяющее выпрямляться в полный рост.
  7. Электромассаж, встроенный в кресло.
  8. Проецирование приборной панели на стекло, позволяющее следить за показателями работы машины, находясь вне рабочего места.

Средства для работы с неподготовленным аэродромом

Самолет Су-34 оснащается вспомогательным газотурбинным двигателем модели ТА14-130-35, который позволяет производить автономный запуск основного мотора без применения наземных средств запуска. Эта особенность дает возможность машине взлетать с любых аэродромов и существенно расширяет радиус ее действия.

Система пожаротушения

Для повышения уровня живучести истребителя и безопасности его пилотов, он снабжен оборудованием автоматического тушения пожара и средствами для дублирования всех основным систем. Баки для горючего защищаются от возгорания и взрыва посредством заполнения пенополиуретаном. Суть технологии состоит в эффекте «капсулирования» топлива, препятствующем формированию горючей паровоздушной смеси в случае повреждения топливного бака.

Технические характеристики

Напоследок рассмотрим основные тактико-технические характеристики Су-34:

  1. Габариты: длина - 23,3 м, высота - 6,09 м, размах крыла - 14,7 м.
  2. База шасси - 6,63 м.
  3. Масса: нормальная - 39 т, максимальная - 45 т.
  4. Запас топлива - 12,1 т.
  5. Максимальная тяга двигателя: без форсажа -8250 кгс, на форсаже - 13500 кгс.
  6. Максимальная перегрузка - 7 G.
  7. Максимальная скорость: на высоте - 2200 км/ч, у земли - 1400 км/ч.
  8. Практический потолок - 17 км.

Боевое применение

В августе 2008 года российский Су-34 в количестве 2 единиц прошел боевое крещение в Южной Осетии. Истребители применяли для радиоэлектронной борьбы с грузинскими ПВО и прикрытия ударной авиации.

С конца сентября 2015 года 6 истребителей Су-34 использовались в военных действиях в Сирии. В районе населенных пунктов Ракка и Мадан-Джадид с высоты около 5 км самолеты нанесли первые удары по объектам террористов.

Весной 2016 года военные самолеты Су-34 были использованы в Вологодской области довольно непривычным образом - для метания бомб по ледовым заторам.

К началу 80-х годов парк фронтовой бомбардировочной авиации отечественных ВВС, состоявший из самолетов третьего поколения Су-17, Миг-27 и Су-24 различных модификаций, морально и физически устарел. Самолеты постепенно вырабатывали свой ресурс, а техническое оснащение этих летательных аппаратов уже не соответствовало современному уровню. ВВС требовался современный самолет подобного класса, однако создание новой военной техники требовало все больших затрат. Более перспективной для авиационной промышленности могла стать разработка истребителя-бомбардировщика на базе уже имеющихся, состоящих на вооружении серийных машин. Наиболее подходящим для этого оказался многофункциональный истребитель Су-27.

В начале 80-х годов в ОКБ П.О. Сухого приступили к проектированию фронтового истребителя -бомбардировщика. Работу над новым самолетом Т-10В (заводское обозначение), более известным как Су-27ИБ (ис-требитель-бомбардировщик) возглавил Генеральный конструктор ОКБ М.Симонов, а руководителем проектирования, постройки и испытаний стал Главный конструктор Р.Марти-росов.

Самолет Су-27ИБ создавался как модификация серийной «спарки» Су-27УБ и поэтому не должен был иметь существенных различий с базовой машиной по конструкции планера и в аэродинамике. Изменения коснулись лишь массы самолета и состава применяемого вооружения, а соответственно, и боевого комплекса управления и наведения оружия.

К 1990 году проектирование Т-10В было закончено, и на базе серийного Су-27УБ после соответствующей доработки (переднюю часть фюзеляжа заменили новой, с двухместной кабиной, где экипаж располагался «по-автомобильному» - бок о бок, установили нерегулируемые воздухозаборники и переднее горизонтальное оперение - ПГО, частично изменили наплывы крыла) был построен Т-10В-1 (бортовой номер 42).

13 апреля 1990 года пилот ОКБ, заслуженный летчик-испытатель А.Иванов поднял его в воздух. После выполнения программы аэродинамических испытаний и отработки дозаправки топливом в воздухе машину перегнали в Крым, где летом того же года состоялась демонстрация образцов новой авиационной техники Президенту СССР М.Горбачеву. Информация о новом истребителе-бомбардировщике прошла по каналам ТАСС, и фотография Су-27ИБ впервые появилась в открытой печати. А через два года на выставке-показе новейших образцов авиационной техники на аэродроме Мачулище (Беларусь), состоявшейся 13 февраля 1992 года для глав военных ведомств СНГ, жур-налисты впервые получили возможность детально осмотреть самолет Су-27ИБ.

Вскоре новый истребитель-бомбардировщик принял участие в показательных полетах на авиасалоне «Мосаэрошоу-92» в подмосковном городе Жуковском, где Су-27ИБ, ведомый экипажем в составе заслуженного летчика-испытателя Е.Ревунова и штурмана-испытателя 2-го класса Е.Донченко, совместно с парой Су-27П продемонстрировал имитацию дозаправки от танкера Ил-78.

Подготовка к серийному производству велась на Новосибирском авиационном заводе имени В.Чкалова. К концу осени 1993 года из его цеха выкатили первую опытную машину Т-10В-2 (бортовой номер 43). Новому истребителю-бомбардировщику было присвоено обозначение Су-34. 18 декабря 1993 года летчики-испытатели И.Вотинцев и Е.Ревунов совершили на нем первый полет. А уже 3 марта 1994 года Е. Ревунов и И.Соловьев выполнили на нем беспосадочный перелет Новосибирск - Москва.

К концу 1994 года построили «пятерку» - Т-10В-5, первый серийный самолет с бортовым номером 45 («четверка» из-за финансовых и технических неурядиц была построена позднее). 28 декабря 1994 года «пятерка» поднялась в воздух, пилотируемая летчиками-испытателями Е.Ру-дакасом и Е.Ревуновым. А уже в начале мая 1995 года самолет перегнали в ЛИИ им. М.Громова и подготовили к выставке в Ле Бурже (самолет получил новую окраску и трехзначный номер «349»). На Парижском шоу он был представлен как Cy-32FN - морской истребитель. Та же машина приняла участие в Российской выставке МАКС-95.

По сведениям российской печати, в конце 1998 года в стадии постройки на заводе в Новосибирске находились еще два Су-34, а к концу 1998 года предполагалось довести их количество до 12 экземпляров.

В настоящее время самолет проходит испытания, включая отработку электромагнитной совместимости бортовых систем и вооружения.

Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34 является преемником самолета Су-24 и сочетает в себе качества современной ударной машины и истребителя, способного вести маневренный воздушный бой с любыми самолетами противника.

На борту Су-34 установлены цифровая ЭВМ и другое электронное оборудование с многократным дублированием, в том числе система инерци-альной навигации с коррекцией от спутников и многофункциональный радиолокатор с высокой разрешающей способностью, благодаря чему самолет может выводиться с высокой точностью в любой планируемый район, а также система следования рельефу местности на малой высоте. Машина оснащена системой дозаправки топливом в полете «шланг - конус», что дает ей практически неограниченную дальность полета.

В состав вооружения входят самонаводящиеся корректируемые ракеты и бомбы. Огневой мощи Су-34 вполне достаточно для поражения хорошо защищенных целей.

Для улучшения управляемости, в первую очередь на больших углах атаки, применено переднее горизонтальное оперение, которое на малых высотах уменьшает нагрузку на крыло самолета.

Истребитель-бомбардировщик оснащен системой активной безопасности в полете (системой искусственного интеллекта), а для защиты экипажа используется бронирование.

Просторная комфортабельная кабина Су-34 с параллельным размещением кресел К-36 позволяет пилоту вставать с кресла и проходить в зону отдыха. Кроме всего прочего, кабина оборудована кондиционером, термосом, туалетом и прибором для подогрева пищи. Вход в нее осуществляется через нишу передней стойки шасси.

Самолет Су-34 превосходит своих западных конкурентов MD-F-15E и «Торнадо» IDS по таким важнейшим показателям, как боевая живучесть и эффективность бортового радиоэлектронного комплекса. По своим уникальным боевым и летным качествам, а также по высочайшему техническому уровню он может быть признан самолетом XXI века.

ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК Су-34

Самолет Су-34, выполненный по схеме «триплан» с цельноповоротным ПГО и среднерасположенным крылом, имеет интегральную компоновку.

Фюзеляж самолета плавно сопрягается с крылом. В его головной части, начинающейся радиопрозрачным эллиптической формы обтекателем бортовой радиолокационной станции, оборудована кабина экипажа. Она выполнена в виде броневой капсулы из титана (толщина брони 17 мм) и бронестекла. Внутри нее на приборной панели установлены многофункциональные цветные экранные индикаторы, на которые выводится информация о работе основных самолетных систем.

Головную часть фюзеляжа завершает закабинный отсек, в котором размещены основное радиоэлектронное оборудование (доступ к нему осуществляется также через нишу передней опоры шасси) и патронный ящик с боекомплектом пушки.

В средней части фюзеляжа располагаются основные топливные баки-отсеки.

Хвостовая часть фюзеляжа состоит из двух отсеков двигателей, хвостовых и центральной балок. Хвостовые балки несут основное горизонтальное и вертикальное оперение, а центральная, заканчивающаяся радиопрозрачным обтекателем, заключает в себе задний топливный бак и отсек тормозных парашютов.

Крыло самолета состоит из центроплана и отъемных консолей, имеющих угол стреловидности по передней кромке 42°. Удлинение крыла 3,5, сужение 3,4. Механизация представлена отклоняемыми флаперонами (аэродинамическими поверхностями, выполняющими функции закрылков и элеронов) и двухсекционным поворотным носком. Углы отклонения флаперонов - от +35° до -20°, а поворотного носка -30°.

В консолях крыла, выполненных по кессонной схеме, оборудованы топливные баки-отсеки.

В наплывах крыла размещено радиоэлектронное оборудование, а в правом из них находится 30-мм скорострельная одноствольная автоматическая пушка.

Основное горизонтальное цельно-поворотное оперение (дифференциально отклоняемый стабилизатор) управляется с помощью электродистанционной системы. Консоли его трапециевидной формы с углом стреловидности по передней кромке 45° разделены вдоль на две части. При управлении самолетом по крену задние части стабилизатора также могут отклоняться. Углы отклонения стабилизатора - от +15° до -20°, а его задних половин - на 10° вверх и вниз.

Переднее горизонтальное оперение, установленное в торце наплыва крыла, состоит из двух цельнопово-ротных консолей с углом стреловидности по передней кромке 53,5°.

Вертикальное оперение - двухки-левое, с углом стреловидности по передней кромке 40°. Каждый киль оснащен рулем направления.

Шасси самолета трехопорное, убирающееся в ниши головной части и центроплана. На основных опорах телескопического типа устанавливаются двухколесные (КТ-206) тележки. На управляемой передней опоре полурычажного типа - пара колес КН-27.

Силовая установка Су-34 включает в себя два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31 Ф с суммарной тягой на форсаже 25 600 кгс. АЛ-31 Ф имеет модульную конструкцию и состоит иэ четырехступенчатого компрессора низкого давления с регулируемым входным направляющим аппаратом, промежуточного корпуса с центральной коробкой приводов, девятиступенчатого компрессора высокого давления, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатых охлаждаемых турбин высокого и низкого давления, форсажной камеры и сверхзвукового реактивного сопла. Он оснащен гидроэлектронной системой автоматического управления и топливопитания с электронным регу-лятором-ограничителем.

На самолете планируется установка более совершенных и экономичных двигателей АЛ-31 ФМ или АЛ-35Ф с тягой, достигающей 14 000 кг.

Топливная система самолета состоит из четырех баков увеличенного объема, насосов подкачки и перекачки топлива и топливно-расхо-домерной аппаратуры. Возможна установка сбрасываемых подвесных топливных баков. Дозаправка Су-34 через штангу топливозаправки производится от самолетов Ил-78, Ил-78М и Су-24М.

Гидросистема - дублированная, закрытого типа с приводом каждой от своего двигателя. Она используется для выпуска и уборки шасси, торможения колес, работы системы дистанционного управления, гидроцилиндров механизации крыла. Аварийная система выпуска шасси - пневматическая.

Электрооборудование включает генераторы постоянного и переменного тока, приводимых в действие от роторов работающих двигателей, преобразователи однофазного и трехфазного тока, аккумуляторные батареи в качестве резервного источника питания.

Специальное оборудование Су-34 состоит из обзорно-прицельного и пилотажно-навигационного комплексов, а также аппаратуры бортового комплекса обороны и системы объективного контроля и регистрации параметров.

К основному оборудованию можно отнести цифровую электродистанционную систему управления самолетом, систему активной безопасности, систему гашения упругих колебаний фюзеляжа в плоскости тангажа при полете в турбулентной атмосфере, РЛС переднего и заднего обзора, оп-тико-электронную прицельно-навигационную аппаратуру (встроенную и на внешних узлах подвески), контейнеры с разведывательным оборудованием и средствами радиоэлектронных помех.

Вооружение состоит из 30-мм встроенной пушки ГШ-301, а также управляемых, корректируемых и неуправляемых ракет и бомб широкой номенклатуры, размещаемых на двенадцати точках подвески. Это УР класса «воздух - поверхность» Х-25, Х-29, Х-31, Х-58, Х-59, Х-59М; противокорабельные УР Х-31 А и Х-35; УР класса «воздух - воздух», увеличенной дальности Р-27, средней дальности Х-77 и малой дальности Р-73; корректируемые авиационные бомбы КАБ-500 и КАБ-1500, а также НУРСы С-8; С-13 и С-25.

Истребитель-бомбардировщик Су-34: 1 - ПВД (приемник воздушного давления) основной; 2 - обтекатель радиопрозрачный для многорежимной бортовой PJIC с фазированной антенной решеткой; 3 - штанга дозаправки топливом в полете методом «шланг - конус», 4 - стенка боковая бронированной кабины (титан); 5 - рабочее место летчика; 6 - рабочее место штур-мана-оператора; 7 - пушка ГШ-301 (калибр 30 мм, боезапас 180 снарядов); 8 - фара подсветки заправочной штанги; 9 - ПГО (переднее горизонтальное оперение); 10 - антенна радиокомпаса; 11 - ПВД резервные; 12 - воздухозаборники нерегулируемые; 13 - опора шасси, передняя; 14 - опора шасси, основная (для Т-10В-1); 15 - стойка основной опоры шасси с тандемным расположением колес; 16 - носки крыла, отклоняемые; 17-флапероны; 18 - разрядник статического электричества; 19 - блок антенн радиотехнических устройств; 20 - рули направления; 21 - гребень под-балочный; 22 - - сопла двигателей; 23 - обтекатель радиопрозрачный антенны бортового комплекса обороны; 24 - ракета Х-29Т; 25- ракета Х-31П; 26 - ракета Х-59М; 27 - ракета Р-73; 28 ракета РВВ-АЕ; 29 - бомба КАБ-500КР; 30 - бомба КАБ-500Л.

Сравнительные характеристики Су-34 м аналогов

«Торнадо»

Экипаж, чел.

Длина самолета, м

Размах крыла, м

Площадь крыла, м2

Максимальная скорость полета, км/ч

Максимальная скорость полета у земли, км/ч

Максимальное число М

Практический потолок, м

Дальность полета без дозаправки, км

Максимальная взлетная масса, кг

Максимальная эксплуатационная перегрузка

И.БЕДРЕТДИНОВ, инженер

Моделист-конструктор № 5"2000

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Финансовые ответы и вопросы