Финансовые ответы и вопросы

В соответствии с законодательством РФ российские работодатели имеют обязательство по проведению спецоценки рабочих мест. В чем заключаются особенности данной процедуры? В какие сроки она проводится и из каких этапов может состоять?

Спецоценка или аттестация?

Прежде чем изучать, что представляет собой спецоценка условий труда, рассмотрим то, чем данный термин отличается от понятия «аттестация». Дело в том, что они часто рассматриваются как синонимы. Насколько это правомерно?

Фактически спецоценка условий труда — это процедура, которая была введена законодательством РФ вместо ранее действующей аттестации. Что это значит? Спецоценка — это во многом бывшая аттестация. С точки зрения основных процедур они действительно очень схожи, а вот по назначению близки.

Аттестация существовала до 2014 года. После была заменена спецоценкой. Однако до 2014 года понятие спецоценки также присутствовало в законодательстве РФ. Оно соответствовало процедуре оценки условий труда, которая должна была проводиться в целях освобождения организации от дополнительных перечислений в ПФР.

В 2014 году нормы права, регулирующие аттестацию и оценку труда, были фактически объединены и закреплены в отдельном нормативном акте. В итоге в правовом поле РФ сейчас используется термин «спецоценка условий труда», во многом объединяющий в себе признаки ранее действовавшей аттестации.

В этом смысле в ряде контекстов понятия, о которых идет речь, допустимо рассматривать как синонимичные, но не идентичные полностью. В числе тех правовых аспектов, которые сближают их — положение закона, в соответствии с которым фирма, которая провела аттестацию до вступления законов о спецоценке в силу, может не проводить новую процедуру в течение 5 лет с момента, когда была осуществлена первая.

Рассмотрим сущность спецоценки в современном понимании подробнее.

Что представляет собой спецоценка по условиям труда?

Под в современных нормативно-правовых актах понимается комплекс мероприятий, посредством которого выявляются факторы производства, классифицируемые как вредные или же опасные с точки зрения воздействия на организм сотрудника предприятия.

Проведение спецоценки условий труда должно проводиться на всех типах рабочих мест — включая те, что оборудованы привычными компьютерами и девайсами. Можно отметить, что ранее, когда проводилась аттестация, подобные позиции не подлежали анализу на предмет наличия опасных или вредных факторов.

По итогам проведения спецоценки получает тот или иной класс опасности либо вредности — в соответствии с критериями, закрепленными на уровне федеральных стандартов. В зависимости от соответствующего показателя определяется величина дополнительных взносов работодателя в ПФР.

Если спецоценка условий труда не выявила вредных или опасных факторов, то компания-работодатель должна уведомить об этом регулирующий орган — Роструд. Можно отметить, что ранее, когда действовала аттестация, подобной декларации в государственные ведомства направлять не требовалось.

Фирма-работодатель обязана провести спецоценку условий труда в отношении всех имеющихся рабочих мест, кроме тех, что классифицируются как дистанционные — то есть, тех, что расположены дома у сотрудников, работающих удаленно. Кроме того, не нужно проводить данную процедуру физлицам, которые выступают работодателями, но не являются ИП.

Субъекты спецоценки

Закон о спецоценке условий труда определяет перечень ее субъектов в составе:

Руководителя фирмы-работодателя;

Комиссии по реализации спецоценки;

Партнерской организации, что осуществляет основные процедуры в рамках оценки условий труда в фирме, являющейся работодателем.

Наибольшая степень ответственности за качество проведения специальной оценки исходя из положений регулирующих правовых актов, возложена на комиссию, что формируется компанией-работодателем, а также на представителей партнерской организации, которая осуществляет основные действия в рамках рассматриваемой процедуры.

Этапы спецоценки

В законодательстве определен также ряд этапов в рамках спецоценки условий труда:

Подготовительный, в рамках которого компания заключает контракт с организацией, выполняющей основную работу по исследованию условий труда,

Идентификационный, предполагающий выполнение внешним подрядчиком с соответствующим статусом своих действий, которые заключаются в оценке и на конкретных рабочих позициях,

Отчетный, предполагающий формирование специальных документов по итогам спецоценки условий труда.

Рассмотрим более подробно то, каким образом проводится рассматриваемая процедура. В числе важнейших ее этапов в рамках подготовки — установление правоотношений с фирмой, являющейся поставщиком услуг по выявлению вредных и опасных факторов на производстве.

Подготовка к спецоценке: контракт со специализированной фирмой

Спецоценка условий труда предполагает, таким образом, обращение организации-работодателя за помощью в компетентную организацию. Необходимо заключить с ней договор. Сколько может стоить в данном случае спецоценка условий труда? Стоимость контракта определяется на договорной основе исходя из:

Общего количества рабочих мест в компании;

К фирмам, оказывающим услуги по спецоценке для работодателей, законодатель устанавливает особые требования. Так, тот факт, что фирма выявляет вредные условия труда, а также различные опасные факторы производства, должен отражаться в перечне основных ее видов деятельности, что зафиксирован в государственных реестрах. В штате данной организации должны работать не менее 5 компетентных специалистов. При этом один из них, а лучше — если больше, имеет диплом об образовании по таким специальностям, как врач по гигиене, либо санитарно-гигиеническим исследованиям. Кроме того, организация, что проводит спецоценку для работодателей, должна иметь в распоряжении собственную лабораторию, в которой будут исследоваться вредные заказчиков.

После того как фирма-работодатель установила правоотношения с компетентной фирмой, подготовленной для проведение спецоценки, издается особый приказ — о формировании комиссии, которая будет организовывать рассматриваемое мероприятие, утверждает его график. Рассмотрим более подробно задачи, которые решает данная внутрикорпоративная структура.

Подготовка к спецоценке: комиссия

В состав комиссии, о которой идет речь, должны входить:

Руководитель фирмы-работодателя, его доверенные лица — чаще всего это начальники структурных подразделений компании, юристы;

Человек, отвечающий за решение вопросов по охране труда;

Представитель профсоюза — если сотрудники фирмы входят в него;

Представители компании, которая проводит спецоценку.

Общее количество участников комиссии, обеспечивающей проведение специальной оценки, должно быть нечетным. Стоит отметить, что, по мнению некоторых экспертов, представители фирмы, которая осуществляет по договору основные действия в рамках спецоценки условий труда, не должна рассматриваться как имеющая отношение к комиссии, о которой идет речь.

Одна из ключевых задач предприятия при формировании рассматриваемой внутрикорпоративной структуры — подбор компетентных кандидатов из числа штатных работников. Основной документ, в котором определяется перечень участников комиссии — издаваемый руководителем фирмы приказ. Спецоценка условий труда рассматривается как официальная процедура, проведение которой необходимо корректно зафиксировать в локальных нормативных актах. В соответствующем приказе фиксируется порядок деятельности комиссии, о которой идет речь. Как правило, данный документ наделяет рассматриваемую внутрикорпоративную структуру широким кругом полномочий. В числе таковых — принятие локальных нормативов, имеющих отношение к спецоценке условий труда.

Первая важнейшая задача комиссии по специальной оценке — формирование перечня внутрикорпоративных рабочих мест, на которых должны выявляться вредные или опасные факторы. Данный перечень впоследствии передается организации, с которой заключен контракт на оказание услуг по спецоценке. Следующий ключевой этап рассматриваемой процедуры — идентификационный. Изучим его особенности.

Идентификационный этап спецоценки

На данном этапе спецоценка условий труда предполагает, таким образом, идентификацию вредных или же опасных факторов в рамках рабочих мест. Данная процедура включает сопоставление условий производственной среды в фирме, а также характеристик трудового процесса с теми факторами, что отражены на уровне федеральных стандартов. То, каким образом осуществляется идентификация факторов, также закреплено в отдельных источниках права, и участники спецоценки обязаны следовать положениям, которые в них отражены.

Главную роль в рассматриваемой процедуры выполняет представитель организации, с которой фирма-работодатель заключила контракт на проведение специальной оценки рабочих мест. То, насколько компетентно он проведет свою работу, определяет оперативность и достоверность результатов спецоценки.

Стоит отметить, что идентификация в отношении ряда рабочих мест не проводится — их перечень определен отдельными положениями законодательства. Например, к таковым относятся те рабочие места, на которых сотрудники получают компенсации за вредные или опасные условия труда.

Представитель организации, которая проводит спецоценку, может запрашивать у фирмы-работодателя различные сведения из числа тех, что относятся к данным по производственному контролю. По итогам идентификационного этапа специальной оценки формируется заключение фирмы, с которой подписан контракт на осуществление рассматриваемой процедуры.

Результаты спецоценки

Рассмотрим более подробно то, как фиксируются результаты процедуры, о которой идет речь. После того как эксперты компетентной организации проводят свою работу в рамках идентификационного этапа, условия труда в фирме могут быть классифицированы как вредные либо опасные с присвоением им соответствующей категории. Если подобные факторы не выявлены, то работодатель должен составить декларацию о том, что условия труда в фирме соответствуют нормативам, закрепленным в законодательстве. Она будет действовать 5 лет. Можно отметить, что предусмотрен механизм продления данного срока — если на рабочих местах, где была проведена спецоценка, не произошли каких-либо инцидентов.

Декларацию, свидетельствующую о том, что спецоценка условий не выявила вредных или опасных факторов, нужно направлять в территориальное подразделение Роструда, в юрисдикции которого — территория, на которой осуществляет деятельность фирма-работодатель. Для этого нужно использовать установленную форму.

По итогам спецоценки формируются иные отчетные документы — за это может быть ответственна как партнерская организация, так и комиссия. Главная задача участников специальной оценки — зафиксировать ее итоги во всей доступной полноте и с указанием достоверных показателей.

Сроки проведения мероприятия

Как часто должна осуществляться спецоценка условий труда? Сроки проведения данной процедуры определены на уровне федерального законодательства. В общем случае она должна осуществляться не реже, чем 1 раз в 5 лет для конкретной группы рабочих мест. В случае если у фирмы есть действующая аттестация, но не проведена спецоценка, то вторая процедура должна быть инициирована сразу же после того, как истечет срок действия документа, подтверждающего проведение аттестации.

В случае если в фирме появляются новые рабочие места, то оценку условий труда на них нужно провести сразу же после их введения в производственные процессы. К таким рабочим местам относятся, как мы отметили выше, даже те, которые в общем случае не предполагают наличия вредных или опасных акторов. Так, спецоценка условий труда офисных работников проводится по тем же основаниям, что и в случае с исследованием на промышленных предприятия.

Спецоценка и страховые взносы

Как мы отметили выше, в зависимости от результатов рассматриваемой процедуры определяется величина страховых взносов предприятия в ПФР. Всего предусмотрено определение 4 классов опасности на рабочих местах. Чем он выше, тем более ощутимой будет платежная нагрузка на фирму. Конкретные ставки по отчислениям в ПФР установлены на уровне федеральных нормативных актов.

В частности, если проведение спецоценки условий труда показало, что рабочие места определены как опасные, то работодателю нужно будет уплачивать в ПФР дополнительный взнос в размере 8%. Если соответствующие факторы классифицированы как вредные — имеет значение их подкласс. Есть минимальный, и он предполагает уплату дополнительных взносов в ПФР в размере 2%. Есть максимальный — в соответствии с ним платежная нагрузка составляет 2%.

В случае если спецоценка позволила отнести рабочие места к тем, на которых уровень опасности или вредности допустимый либо оптимальный, то дополнительные взносы в ПФР фирма не уплачивает.

Санкции за неосуществление спецоценки

Что будет, если фирма забудет провести спецоценку условий труда или сознательно будет избегать ее проведения? На этот случай в законодательстве России определен ряд санкционных мер, которые закреплены в ст. 5.27.1 КоАП РФ. В соответствии с положениями данного источника права фирма может быть предупреждена в случае неосуществления спецоценки или же оштрафована.

Так, если человек ведет бизнес в статусе ИП, то он может быть оштрафован за игнорирование рассматриваемой процедуры на сумму в 5-10 тыс. рублей. Организация может получить взыскание на сумму 60-80 тыс. рублей.

Резюме

Итак, мы исследовали сущность такой процедуры, как спецоценка условий труда, сроки проведения данного мероприятия. В соответствии с законодательством РФ данную специальную оценку должны осуществлять все фирмы-работодатели, имеющие офисные или производственные рабочие места. Главное — определить класс опасности или вредности для них, которые повлияют на дополнительные отчисления в ПФР.

Для этого необходимо обратиться за помощью к внешнему поставщику услуг по оценке рабочих мест в компании. Соответствующая организация должна иметь необходимую компетенцию. Ее специалистами должна задействоваться эффективная методика. Спецоценка условий труда — ответственная процедура, и должна проводиться опытными экспертами.

Специальная оценка рабочих мест близка к аттестации. В ряде правоотношений по правовому статусу она ее заменяет: так, если до 2014 года в фирме была проведена аттестация, то в течение 5 лет с момента ее осуществления спецоценку в компании проводить не требуется. Исключение — появление в фирме новых рабочих мест.

По замыслу законодателя спецоценка заменяет аттестацию, а также дополняет ее правовыми признаками, которые характеризовали оценку условий труда, которая ранее применялась как отдельная процедура.

Если спецоценка не будет проведена, то на фирму-работодателя могут быть наложены штрафные санкции. Они могут быть выше, чем расходы на проведение такой процедуры, как спецоценка условий труда. Цены на нее, конечно, могут быть весьма существенны для бюджета компании. Но возможная экономия за счет отсутствия штрафов, а также снижения отчислений в ПФР может оказаться более важным аргументом.

В принципе, руководству фирмы вполне можно найти выгодный контракт на проведение такой процедуры, как спецоценка условий труда. Москва и другие крупные города являются в достаточной мере высококонкурентными рынками в тех сегментах, в которых оказываются услуги, о которых идет речь, поэтому многие фирмы готовы стать партнерами работодателей по приемлемым для обеих сторон правоотношений ценам.

Представители Министерства труда и социальной защиты пообещали , что пока не будут штрафовать компании, которые не разобрались, как провести спецоценку рабочих мест, или не успели ее завершить к сроку, установленному . Но инспекторы ГИТ будут уделять большое внимание наличию СОУТ. В ведомстве уже подготовили приказ , позволяющий проводить внеплановые рейды, чтобы проверить, кто не завершил спецоценку условий труда. После рейда инспекторы вправе выдать предписание об устранении нарушений, а если ничего не будет сделано — организовать внеплановую проверку. В дальнейшем нарушителей могут привлечь к ответственности.

Но пока еще можно избежать штрафов. Предлагаем ознакомиться с пошаговой инструкцией, как организовать СОУТ для офисных работников.

Шаг 1. Издание регламентирующих документов

Как провести СОУТ в организации, и всем ли нужна ? дает однозначный ответ на этот вопрос. Этой процедуре подлежат почти все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников, граждан, работающих на религиозные организации или физлиц, не зарегистрированных в качестве ИП.

После принятия решения о начале процедуры СОУТ — специальной оценки условий труда, нужно издать:

  • приказ об утверждении комиссии по СОУТ (комиссию возглавляет работодатель, общее количество членов должно быть нечетным);
  • график проведения работ;
  • перечень рабочих мест.

Шаг 2. Подготовка проекта контракта

С 09.03.2019 действует Приказ Минтруда России от 24.12.2018 № 834н. В приложении № 1 к документу приведен типовой контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда. В контракте 16 разделов и 8 приложений, а именно:

  • техническое задание на оказание услуг;
  • план проведения;
  • акт сдачи-приемки оказанных услуг;
  • акт сверки расчетов;
  • приказ о проведении СОУТ;
  • сведения об организации-заказчике;
  • перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ;
  • перечень оборудования, инструментов и приспособлений, применяемых на рабочих местах, подлежащих СОУТ, а также используемые материалы и сырье.

Это все необходимые бумаги, позволяющие учитывать обязательства обеих сторон, а также возможное участие третьих лиц.

Пользоваться разработанной чиновниками документацией могут все без исключения организации, которые планируют заказывать услуги по проведению СОУТ. Однако для предприятий государственного и муниципального сектора такой типовой контракт и все приложения к нему являются обязательными. Это предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Использовать документацию они должны в том виде, который утвержден. Остальные компании вправе корректировать контракт по своему усмотрению, добавляя или исключая положения. Предлагаем скачать типовой контракт на оказание услуг по проведению СОУТ бесплатно со всеми необходимыми приложениями к нему.

Типовой контракт

Шаг 3. Выбор организации для проведения

Нужно знать не только, как провести спецоценку условий труда в организации, но и как выбрать оценщика. При выборе компании для проведения СОУТ важно проверить, имеет ли она полномочия для такого вида работы и зарегистрирована ли она в специальном реестре. Только имеющие регистрационный номер компании имеют право проводить спецоценку.

1 августа 2019 года Правительстом одобрены и отправлены на согласование в Госдуму изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ, в соответствии с которыми, заключая договор на проведение СОУТ, оценщики будут обязаны:

  • подавать сведения о планируемой спецоценке в информационную систему сразу после заключения договора с работодателем о её проведении (до начала ее проведения);
  • связать момент вступления в силу результатов спецоценки с внесением сведений о ней в государственную информационную систему.
  • мотивирует работодателя к завершению процедуры специальной оценки условий труда;
  • позволит обеспечить наполнение государственной информационной системы корректными данными о результатах спецоценки;
  • повысит ответственность работодателя и оценочной организации за выданные результаты.

Немаловажным является вопрос сроков работы и возможности оперативного устранения выявленных недочетов. варьируется в зависимости от количества сотрудников, отрасли организации и наличия в ней . При заключении договора фирмы, проводящие СОУТ, могут помочь вам в составлении необходимых документов: приказа, графика, справки о численности и наличии инвалидов и т. д., так как подобные формы обязательны для всех компаний, начинающих проведение спецоценки.

Количество рабочих мест для СОУТ подсчитывается исходя из штатной расстановки. Аналогичными при этом могут считаться места с одинаковыми должностями, работающие в одном помещении.

Шаг 4. Заполнение перечня рабочих мест

Данная операция может занять немало времени, если в компании трудится большое количество сотрудников. В перечень вносятся абсолютно все работники. Будут ли их рабочие места признаны аналогичными, решат эксперты по СОУТ при проведении оценки. В перечень вносятся следующие данные:

  • Ф.И.О.;
  • должность;
  • СНИЛС (номер пенсионного страхового свидетельства);
  • время работы в офисе и вне его;
  • применяемое в работе оборудование.

Заполненный перечень отправляется организации, проводящей СОУТ, для подготовки к измерениям.

Шаг 5. Подготовка к проведению процедуры

Смысл подготовки к СОУТ видится в информировании руководителей и работников о предстоящей процедуре, обеспечении доступа ко всем помещениям, в которых работают люди. Представители организаций, проводящих спецоценку, обычно разъясняют . В условиях офиса главным измеряемым показателем является освещение, так что имеет смысл убедиться в отсутствии перегоревших ламп в светильниках, наличии настольных ламп в слабо освещенных кабинетах. Также стоит позаботиться о наличии документации на основные орудия труда офисных сотрудников — персональные компьютеры, потому что они являются источниками электромагнитного излучения, которое является вредным производственным фактором (см. 3.2.2.4 Приложения № 1 к ).

Шаг 6. Проведение измерений

Представителю комиссии по спецоценке следует присутствовать при измерениях. С собой нужно иметь распечатанный перечень рабочих мест, чтобы отмечать проверенные места и делать пометки о недостатках.

На что обращают внимание и что учитывают эксперты по СОУТ:

  1. Высота потолка, количество и мощность светильников верхнего освещения.
  2. Уровень освещенности на рабочем столе без учета естественного света. Для этого закрывают жалюзи или проводят измерения в самом начале рабочего дня либо вечером, когда солнце уже не влияет на показания.
  3. Эксперт делает набросок плана рассадки персонала в кабинете с присвоением номера каждому рабочему месту.

Норма освещенности: 300 лк (люкс) на поверхности стола без учета света от настольной лампы. Этот показатель прописан в гигиенических нормативах СанПиН. Когда освещение незначительно меньше этого показателя, например 260-280 лк, допускается комбинированное освещение, т. е. верхнее и настольная лампа.

Часто представители организации, проводящей спецоценку, разрешают ликвидировать недочеты в процессе замеров: установить лампы, добавить верхнего света. Это помогает улучшить результаты классов рабочих мест.

Шаг 7. Получение отчета от организации-исполнителя и его утверждение

После завершения замеров организация, проводившая СОУТ, подготавливает отчет, в который входят:

  1. Сведения об организации, проводящей СОУТ.
  2. Перечень рабочих мест.
  3. Протоколы оценки производственных факторов.
  4. Сводная ведомость СОУТ.
  5. Перечень мероприятий по улучшению условий труда.
  6. Заключение эксперта.

Данный перечень стандартный. Даже если никакие мероприятия по улучшению условий труда не требуются, документ об этом должен быть составлен. Отчет утверждается генеральным директором и всеми членами комиссии по спецоценке.

Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем. Форма отчета утверждена Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Шаг 8. Ознакомление сотрудников с результатами

Этот шаг обязательный, и срок его исполнения — 30 календарных дней с даты утверждения отчета. Каждый работник должен расписаться в карте спецоценки, а также подписать дополнительное соглашение к трудовому договору о внесении в него информации по условиям труда на рабочем месте. То есть необходимо дополнить текст договора фразой: «условия труда на рабочем месте работника являются допустимыми (2 класс)» или «соответствуют государственным нормативным требованиям». Четкой формулировки закон не предусматривает, важен факт внесения результатов мероприятия.

Шаг 9. Размещение информации

Размещение данных включает в себя следующие шаги:

  1. Уведомление организации-исполнителя в трехдневный срок с момента утверждения отчета.
  2. Уведомление трудовой инспекции в 30-дневный срок путем подачи .
  3. Размещение на сайте своей компании сводных данных о СОУТ.

Штрафы

Каждое из вышеперечисленных действий является обязательным, невыполнение какого-либо из них или нарушение сроков карается штрафами. Для должностных лиц штрафы достигают 10 000 рублей, для юридических — 80 000 рублей. Каждое из действий должно быть подтверждено, например уведомление организации-исполнителя — уведомлением о вручении письма, ГИТ — подписью ее представителя. Наиболее оперативным видится способ курьерской доставки в трудовую инспекцию, так вы будете уверены, что ваша декларация зарегистрирована.

На сайте своей компании (если он есть) нужно разместить весь документ «Сводные данные» в отсканированном виде с подписями членов комиссии.

Несмотря на многошаговость этой процедуры, провести специальную оценку труда несложно, так как компании-исполнители оказывают документальную поддержку и сопровождают процесс на всех стадиях работы.

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

Существует ряд отличий аттестации рабочих мест от СОУТ связанных с перечнем рабочих мест, подлежащих проверке. Аттестация всегда назначалась для рабочих мест с использованием: механизмов, транспортных средств, устройств, аппаратов, ручного инструмента и т.д. Для СОУТ такие ограничения не предусмотрены.

Процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) проводится на основании штатного расписания организации. К перечню организаций относятся все предприятия, юридические лица, на которых есть хотя бы одно рабочее место. Для физических лиц, нанявших работника, данная мера не предусмотрена (426-ФЗ, ст. 3). Определять перечень рабочих мест будет специалист организации, которую Вы выбрали для проведения СОУТ. Но работодатель может и подготовиться к данной процедуре с целью оптимизации рабочего процесса.

Для каждой профессии из штатного расписания должна быть проведена СОУТ. Многие работодатели задаются вопросом, что может быть опасного в условиях работы офисных сотрудников и так ли уж обязательно проводить СОУТ для них. Ответ экспертов однозначен – СОУТ обязательна для всех категорий сотрудников фирмы. Если Вы никогда не проводили СОУТ, то закон на данный момент обязывает проходить её только для «вредных» рабочих мест. К рабочим местам, которые непременно должны пройти СОУТ, можно отнести:

  • Должности, входящие в списки на досрочное назначение пенсий по старости
  • Должности, предусматривающие гарантии и компенсации за работу с опасными или вредными условиями труда

Потенциально безопасные, в том числе и офисные, рабочие места могут оцениваться постепенно до 2018 года. Законодатели обещают не штрафовать за такое незначительное нарушение. А вот за нарушение процедуры СОУТ для «опасного» рабочего места, наказать могут по Уголовному Кодексу.

В перечень рабочих мест, определенный специалистом СОУТ, могут войти аналогичные рабочие места . К таковым относятся работники одной профессии, осуществляющие одинаковые трудовые функции, в условиях одинакового рабочего времени, при использовании одного и того же производственного оборудования, имеющие схожие производственные помещения с одинаковой системой вентиляции, освещения, отопления и т.д. В отношении таких рабочих мест, СОУТ проводится для 20% от их общего количества (но не менее двух). Результаты СОУТ применимы ко всем аналогичным рабочим местам. Система мероприятий по улучшению условий труда для аналогичных, также одна. Работодатель вправе пересмотреть должности в штатном расписании и сделать соответствующие изменения.

СОУТ не проводится для надомной работы. При оптимизации штатного расписания, работодатель вполне может воспользоваться этой нормой. Профессия, позволяющая работнику трудиться в домашних условиях, должна быть правильно оформлена. Т.е. в договоре с работником обязательно должно упоминаться условие работы – надомная, дистанционная и т.п.

При вводе в штатное расписание новой должности работодатель должен провести СОУТ для этих рабочих мест. Характер такой проверки будет внеплановый, если срок действия последней СОУТ в организации не истек. Проверка должна проводиться не позднее шести месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Если новые должности являются аналогичными уже проверенным, то СОУТ не является обязательной.

Таким образом, СОУТ не проводится для следующих категорий работников:

  • надомных работников,
  • дистанционных работников,
  • Работников, имеющих трудовые отношения с работодателем-физ.лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.

Из статьи Вы узнаете:

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст. 217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда. Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы. Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации Минтруда России (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004). Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.). Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг. То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.). Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии. Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно , а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года ).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда. Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе. Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2. Трудовой Кодекс РФ

3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Финансовые ответы и вопросы