Финансовые ответы и вопросы

Слайд 1

Золотое наследие русской старины Подготовила учитель ГБОУ СОШ № 402 Оксененко Н.Б.

Устное народное творчество

Слайд 2

В песнях отображен внешний и внутренний мир человека («простодушное излияние горя или радости сердца») Обрядовые (свадебные, проводы в армию, праздник «первой борозды»)и необрядовые. Исторические, любовные, бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие. Герои песен: Иван Грозный, Петр 1, Суворов, Кутузов, Ермак, Разин, Пугачев.

Русские народные песни:

Слайд 3

Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии. Передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Первые записи народных песен относятся к XVII в. Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др.

Слайд 4

Выразительное чтение песни. Смысл названия песни. Кто и когда мог ее исполнять? Каким чувством проникнута песня? Какие художественные приемы использованы в песне? Из каких частей она состоит?

План анализа лирической песни

Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

Слайд 5

Лирический герой – простой человек, человек труда, солдат. Его глазами, умом, сердцем воспринимается жизнь. Композиционно лирическая песня: монолог - излияние чувств, размышление о судьбе, часто начинается с обращения; диалог – разговор лирических героев. Основной принцип внутренней организации л/п –поэтический параллелизм - вначале дается природная символическая картина, затем – картина-образ из человеческой жизни (селезень-молодец, уточка-девушка)

Лирическая песня

Слайд 7

Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена) В роли символов выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь – молодец; лебедушка, утушка, пава, голубка – девушка; серая кукушка – печаль, горькая женская, девичья доля) Символы растительного мира (девушка – белая береза, калина, малина, сладкая вишня; молодец – дуб, хмель, виноград) Символично и состояние растения: цветенье- веселье, увядание – печаль, разлука. Образные картины помогают создать постоянные эпитеты (буйный ветер, чисто поле, сыра земля, соколик ясный)

Древние символы-образы

Слайд 8

Наизусть песню для чтения или пения. Подготовиться к анализу песни. Сделать иллюстрацию к песне. Прочитать песни и предания о Пугачеве.

Домашнее задание

Слайд 9

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Исторические песни и предания

Слайд 10

Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях. Историческая песня – своеобразная летопись, история народа, возникла в период борьбы с татарским игом: Историческое реальное событие, небольшой объем, отсутствие рифмы (речитативный стих-различное количество слогов и ударений) Первые песни о Щелкане (1327), из XVI в. – песни об Иване Грозном, XVII в. – отражение национально-освободительной борьбы против интервентов, песни о Степане Разине, в песнях XVII в. – Петр 1, восстание Булавина, Пугачева, последний цикл песен посвящен войне 1812 г.

Исторические песни и Предание

Слайд 12

Что вы знаете о Пугачеве, о восстании под его предводительством? Что вы узнали нового о Пугачеве из предания? Каким народ представлял себе Пугачев? Что общего в исторических песнях и предании о Пугачеве? В чем вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачеве?

Особенности исторических песен и преданий о Пугачёве

Слайд 13

Предание: Обычный бытовой рассказ, без ритма, включает диалог Вариативно -много дополнений, изменений (потеряна логика) Набор отрывочных, часто противоречащих друг другу сведений. Сочетание реальности и полусказочных образов. Лексика – приземленная, наличие оборотов разговорной речи.

Исторические песни: Близки по форме к лирическим песням – ритмичны, напевны; использованы постоянные эпитеты, повторы, анафоры (?), синонимы, характерен лирический параллелизм; много уменьшительных суффиксов – народное сочувствие; Напоминает жанр плача (устойчивые выражения)

Общее и различное

Слайд 14

Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» К какой эпохе относится это предание? Что вы знаете о покорении Сибири? Как проявляется в предании отношение народа к Ермаку? Как вы представляете себе эпизод покорения Сибири в сравнении с репродукцией? Есть ли отличия в предании и в исторической справке? Чтение статьи стр. 17 «Из древнерусской литературы». Спасибо за внимание!

Слайд 15

Русские народные песни в картинках: 4fc.ru. majkarusijars.blogspot.com orljata.ru orum.forum.forum.wwww.netz.ru ojaicy.ucoz.ru ladyslife.com.ua

Презентация на тему "Золотое наследие русской старины" по литературе в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 7 класса рассматривается материал о русских народных песнях. Автор презентации: Оксененко Н.Б.

Фрагменты из презентации

Русские народные песни

  • В песнях отображен внешний и внутренний мир человека («простодушное излияние горя или радости сердца»)
  • Обрядовые (свадебные, проводы в армию, праздник «первой борозды»)и необрядовые. Исторические, любовные, бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие.
  • Герои песен: Иван Грозный, Петр 1, Суворов, Кутузов, Ермак, Разин, Пугачев.
  • Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии.
  • Передавались из уст в уста, от поколения к поколению.
  • Первые записи народных песен относятся к XVII в.
  • Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др.

План и анализ лирической песни

  • Выразительное чтение песни.
  • Смысл названия песни.
  • Кто и когда мог ее исполнять?
  • Каким чувством проникнута песня?
  • Какие художественные приемы использованы в песне?
  • Из каких частей она состоит?
  • Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

Лирическая песня

  • Лирический герой – простой человек, человек труда, солдат. Его глазами, умом, сердцем воспринимается жизнь.
  • Композиционно лирическая песня:
    • монолог - излияние чувств, размышление о судьбе, часто начинается с обращения;
    • диалог – разговор лирических героев.
  • Основной принцип внутренней организации л/п –поэтический параллелизм - вначале дается природная символическая картина, затем – картина-образ из человеческой жизни (селезень-молодец, уточка-девушка)

Древние символы-образы

  • Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена)
  • В роли символов выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь – молодец; лебедушка, утушка, пава, голубка – девушка; серая кукушка – печаль, горькая женская, девичья доля)
  • Символы растительного мира (девушка – белая береза, калина, малина, сладкая вишня; молодец – дуб, хмель, виноград)
  • Символично и состояние растения: цветенье- веселье, увядание – печаль, разлука.
  • Образные картины помогают создать постоянные эпитеты (буйный ветер, чисто поле, сыра земля, соколик ясный)

Исторические песни и предания

  • Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях.
  • Историческая песня – своеобразная летопись, история народа, возникла в период борьбы с татарским игом:
  • Историческое реальное событие, небольшой объем, отсутствие рифмы (речитативный стих-различное количество слогов и ударений)
  • Первые песни о Щелкане (1327), из XVI в. – песни об Иване Грозном, XVII в. – отражение национально-освободительной борьбы против интервентов, песни о Степане Разине, в песнях XVII в. – Петр 1, восстание Булавина, Пугачева, последний цикл песен посвящен войне 1812 г.



Кокошник (от слав. « кокош », обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского « кокошь » курица - наседка, кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска) старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Девушки во время святочныъх посиделок надевали самые лучшие наряды, чтобы понравиться женихам.




Чугун крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухват a, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. Из - за специфической формы использовать чугуны при приготовлении пищи на газовой или электрической плите неудобно. Во время Святок обязательно готовили угощение в русской печи.






Наступил памятный 1812 год. Началась Отечественная война с Наполеоном. Хорошо помню: в эту тяжёлую годину набор в армию был особенно большой. В селе остались только женщины, старики да дети. Все, особенно женщины, держали наготове палки, ухваты и прочее, намереваясь с этим оружием встретить неприятеля. Но французы до нашего села не дошли. Только приезжала к нам русская конница. Мог использоваться ряжеными на святках вместо посоха




Веретено - веретно, церк. вертено ср. (вертеть) простое, ручное орудие для пряжи, для ручного пряденья: деревянная, точеная палочка, четверти в полторы, острая к верхнему концу и утолщенная к нижней трети, с зарубкою и с круто заостренною пяткою. Во время святочных посиделок девушки чаще всего занимались прядением.


Знай, баба, свое кривое веретено, свое дело. Знай гребень да веретено. Не веретеном в бок, терпеть можно. Не веретеном трясти, о деле, которое требует рассудка. « На шильце, на мыльце, на кривое веретенце »- таким приговором ряженые выпрашивали деньги на Святки. Смирен топор, да веретено бодливо, о мужике и бабе. Без веретена пряжи не спрядешь. Остры веретена намозолили ладони. Ерема, Ерема! сидел бы ты дома, да точил веретена. Кривое веретено не надежа (не оденет). Кривое веретено не исправится. Девку веретено одевает. Чужое веретенце бери, да и свое припаси. Сделала дело худое, переломила веретено кривое.




Матица Проекция матицы на пол являлась своего рода границей между внешней и внутренней частями дома. Посторонним не полагалось пересекать эту границу без приглашения хозяев. Стол в доме обычно стоял перпендикулярно матице, за исключением случаев прощания с покойником (поминок), когда стол разворачивали и ставили вдоль матицы. У славян матица считалась оберегом и хранительницей дома. В некоторых семьях на матице записывались имена предков. Считалось, что « внезапное разрушение матицы предвещает смерть хозяину, а печи хозяйке » Мы под матицей сиживали, от людей « спасибо » слыхивали Ряженых на Святки пускали под матицу.




Валенки тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. Валенки это традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. Во время Святок валенок использовался во время гадания, его бросали через забор.
Рушник расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян. Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально - обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.


Рушниками убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные проёмы, а также украшают стены. Особая роль принадлежала рушнику в свадебном обряде. Вышивка на рушниках по поверьям должна была оберегать молодожёнов от порчи, сглаза. Рушниками украшали свадебный поезд лошадей, упряжь, одежду гостей. На рушнике стоят жених и невеста во время венчания. В некоторых регионах Украины сватовство называлось взятием рушников или отдачей рушников. А в других регионах рушниками называли не сватовство, а обручение. Региональные отличия, касающиеся рушников, бережно сохранялись при переселении в другие местности. Также, рушник являлся элементом родильных, крестильных и погребальных обрядов. Его повязывали на шею умершего, покрывали гроб, и на рушниках спускали его в могилу. В течение сорока дней рушник считался вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мёртвых. Рушниками украшали намогильные кресты, деревья, церкви. По сей день сохранился обычай встречать гостей, в том числе и ряженых во время Святок « хлебом - солью », подносимыми на рушнике

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну… Автор презентации Алферова Светлана

Силен, как вольный ветер, Могуч, как ураган. Он защищает землю От злобных басурман! Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей!

Расскажу я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские!

Богатырь - Стихии

Богатырь – стихия был богатырем – великаном. Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня.

Святогор – русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше темного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам- горы под ним шатаются, в реку заедет –вода из рек выплескивается. Не с кем Святогору силой померяться. Тяжко ему от своей силы.

Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.

Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вел себя как заботливый хозяин- дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок- из земли вытянет.

Усыня - речной великан. Сам- то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся.

Богатырь- Человек Подъехал он к городу Чернигову. У того ли города Чернигова. Нагнано врагов черным- черно, Он как стал- то эту силу великую И конем топтать и копьем колоть -И победил он эту силу великую.

Богатырь- Пахарь Он одной рукой камень вывернет, А двумя- то руками быка свалит, Зовут его Микула Селянинович.

Микула Селянинович помогал Защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. «Кто же Русь кормить будет?» Былина поучает: «Воевать легче, чем пахать, а пахарь- сильнее воина».

В.М.Васнецов « Богатыри» О, Витязь! Делами твоими Гордится великий народ. Твое громоносное имя Столетия все перейдет (А. Толстой)

Илья Муромец и Соловей разбойник « Не родом богатырь славен, а подвигом».

Добрыня Никитич и Змей Горыныч «Лучше того дела нет, Чем родную землю от врагов защищать».

Алеша Попович Мое богатство- сила богатырская, мое дело- Руси служить, от врагов оборонятся».

Как одеты богатыри?

На тело одета кольчуга- железная рубашка

Доспехи богатырей Шлем Колчан со стрелами Меч- булава Щит

Знаки, обереги, поклонения Знак солнца Знак земли, растительности

Люди поклонялись Богу солнца Даждьбогу Летнему Богу- Ярило

«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своей силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной- Сварогу.

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду В Древней Руси родовым деревом считался дуб, уходя в поход богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь- не шатается! И век простоит- не шелохнется!


Слайд 2

Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация «Научное общество учащихся»Средняя школа №6с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

Тема:“Корни русской старины”. Выполнили: ученицы 8 класса Лаврова Настя, Мухаметдинова Наташа, ученицы 7 класса Криницина София, Балог Наташа, Руководители: Айтжанова Наталья Николаевна, Лундина Светлана Михайловна, Красноярск 2006-2007 г.г.

Слайд 3

Из поколения в поколение передается опыт многовековой культуры русского народа. Чтобы не растерять свою национальную культуру, не забывать свои корни, мы - современная молодежь, должны продолжить эти традиции. Научиться ценить безграничный талант, душевную красоту своего народа. В основу проекта мы положили изучение народных праздников, выбрав самые яркие: Рождество, Масленица, Пасха. К ним мы готовим выставки по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, провели фольклорный праздник “Рождественские посиделки” для учащихся 4-ого класса, написали сценарий к Масленице, по которому проведем в начальной школе праздник. Все в жизни меняется, а праздники остаются. Сейчас они выглядят по другому, но нам хочется, чтобы и сегодня все знали, что послужило поводом для праздника, откуда пришли традиции, обычаи, какие пели песни, какими были пляски и игры наших предков, как выглядел народный костюм.

Слайд 4

Актуальность темы: Культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, обычаи, традиции должен каждый человек. Проблема: Традиции и обычаи западных и восточных стран уверенно входят в нашу жизнь. Знать культуру других народов – замечательно, но и нельзя терять свое национальное лицо. Цель: Сбор научно-информационного, литературно-иллюстративного материала по народным праздникам. Организация выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству к Рождеству, Масленице, Пасхе. Проведение фольклорного праздника “Рождественские посиделки”. Написание сценария и проведение по нему праздника Масленицы в начальной школе с целью популяризации нашей национальной культуры.

Слайд 5

Задачи: Провести презентацию выставки праздник “Светлого Рождества”. Провести фольклорный праздник “Рождественские посиделки”(для учащихся 4класса). Провести презентацию выставки ”Раздольная Масленица”. Написать сценарий и провести по нему праздник Масленицы в начальной школе. Провести презентацию выставки “Великий праздник Пасхи”. Собранный материал передать в библиотеку для общего пользования. Методы решения задач: Посещение библиотеки, КИЦа. Работа в Интернете. Просмотр дисков (“Народные праздники”, “Славянские крашенки”, “Древнерусская архитектура”). Изучение собранного материала. Работа над композициями на тему: “Рождество”, “Масленица”, “Пасха”. Работа над постановкой фольклорного спектакля “Рождественские посиделки”. Разработка сценария к празднику масленицы для начальной школы. Выполнение декоративно-прикладных работ к Пасхе.

Слайд 6

Праздник Светлого Рождества

Слайд 7

14 участников представили свои работы. Изучив собранный литературный, иллюстрационный материал, просмотрев видеофильмы, мы сделали наброски, зарисовки на выбранный сюжет. В своих выставочных работах мы стремились передать в первую очередь, характерные особенности праздника, настроения. Мотивы работ разнообразны. библейские сюжеты

Слайд 8

изображение народных гуляний, колядование, рождественский натюрморт.

  • Слайд 9

    Под каждой композицией есть текст, который помогает лучше понять содержание: «Христос родился!», гуашь, Крупина Настя, 8 «В» класс, шк. №6 «Спокойствие в окрестностях Вифлеема было нарушено движением в небесах. Звезды, казалось, задрожали. «Не бойтесь, - пропел ангел. – Слушайте, ибо я несу всем благую весть о великой радости – рождении Христа!» «Рождественские песни», гелиевая ручка, Судиловский Женя, 8 «В» класс, шк. №6 «Праздник Рождества, весь мир, казалось, пел. В небесах звезды и планеты водили волшебные хороводы. Внизу им вторили гимнами Рождества церкви и соборы»

    Слайд 10

    А какая культура может существовать без фольклора? Холодными зимними вечерами в избе, которую откупали у какой-нибудь одинокой старушки, собиралась молодежь на посиделки. Песни, игры, танцы, гадание на судьбу, на суженного, колядование – это и есть рождественский фольклор. Именно так на Руси проводили время в рождественские вечера. Подобные сценки были показаны нами в рождественских посиделках.

    Слайд 12

    Отгулял народ зимние праздники, и земля и люди ждут весну! Наступила Масленица! Семь дней народ придавался празднованию и каждый день имел свое значение.

    Слайд 13

    «Народные гуляния», «Заигрыш молодых», «Тещины блины», «Сжигание Масленицы» таковы названия работ, которые мы приготовили к Масленице.

    Слайд 14

    Широко праздновали Масленицу на Руси – безудержная народное веселье с песнями, обрядами, с скоморошескими играми, колядками. Не даром же в народе нашем и по сей день сохраняются поговорки:“Не житье, а масленица”, “Не все коту масленица”. Настоящий праздник Масленицы прошел у нас в начальной школе. Мы написали для него сценарий. План сценария “Масленица”: 1. Выход скоморохов под народную музыку. 2. Общая пляска со скоморохами. 3. Вынос Масленицы и песня “А мы Масленицу дожидали” (исполняет фольклорная группа). 4. Выход ряженых. 5. Игры:“Ручеек”, “Карусель” и др. 6. Общая песня “Блины”. 7. Соревнования: “Меткий стрелок”, “Перетягивание каната”, “Мячик”. 8. Катания мальчиками девочек на санках. 9. Проводы Масленицы (сжигание). Песня “Прощай, Масленица”(исполняет фольклорная группа). 10. Праздничное застолье.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
  • ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Финансовые ответы и вопросы