Финансовые ответы и вопросы

Механизм эмпатии рассматривается как
механизм межличностного познания, однако
следует добавить, что механизм эмпатии, как
правило, рассматривают и как основной
защитный механизм, а также механизм
развития человеческих отношений.
Одной из главных функций:
функция развития межличностных
отношений.

Согласно результатам множества
проведенных исследований, одной из
центральных форм проявления эмпатии
является симпатия. Симпатия
характеризуется принципом подобия
некоторых биологически-социальных
особенностей взаимодействующих
индивидов.

Возникновение чувства симпатии в
межличностном общении индивидов
способно форсировать переход с одного этапа
отношений людей к другому, а кроме этого
расширять и усиливать их отношения

Эмпатия как механизм формирования
межличностных отношений способствует их
развитию и стабилизации, позволяет
оказывать поддержку партнеру не только в
обычных, но и в трудных, экстремальных
условиях, когда он особенно в ней
нуждается.

Самые разнообразные виды эмпатии
основываются на чувствительности индивида
к собственному миру и миру других людей. В
процессе эволюции человеческой эмпатии
как качества личности, вырабатывается
эмоциональная отзывчивость и способность
предсказывать эмоциональное состояние
партнеров по общению

Люди, наделенные высоким уровнем эмпатии,
демонстрируют интерес к другому человеку, они
оптимистичны, эмоциональны и пластичны.
личности, у которых наблюдается довольно
низкий уровень эмпатии, характеризуются
постоянными трудностями в налаживании
контактов, они - интроверты, они эгоцентричные
и ригидные.
Главным недостатком, уменьшающий
эффективность эмпатийного восприятия другого
человека является отчужденность, безразличие к
людям вообще.

жизненные условия, в которых возникают и развиваются
межличностные отношения, также могут оказывать
существенное влияние на них и определять их глубину и
влиять на динамику этих отношений.
налаживание и поддержание близких отношений между
людьми в городских условиях обусловлено психическими
перегрузками, большой потерей личного времени,
материальностью этих отношений и т. д.
Роль временного фактора в межличностных отношениях
зависит и от того, в какой конкретной социокультурной
среде они развиваются.
Ключевую роль в развитии межличностных отношений
играют определенные ситуации, в которых люди
общаются и взаимодействуют.

Эмпатийное восприятие другого человека
зачастую блокируются эгоистической
ориентацией индивида
индивид агрессивен
чем-то обеспокоен
впал в депрессию
озабочен насущными проблемами

Зачастую попытки эмпатийного восприятия
партнера выдает нам извращенную картину его
внутреннего мира. Это может происходить по
причине того, что мы начинаем безосновательно
проецировать на людей свои собственные черты
- привычки, пороки, эмоциональные
переживания в прошлом или начинаем
использовать сомнительные мерила, эталоны
при оценке другого человека. В частности, это
могут быть отжившие принципы, обывательские
«мудрости» или необъективные суждения.

взаимная информированность общающихся
людей друг о друге, которая появляется в
результате межличностного познания.

Способность человека к эмпатии напрямую
зависит от его эмоциональных
возможностей, и в первую очередь от
эмоциональной реактивности и активности.

ВИДЫ ЭМПАТИИ

Эмоциональная эмпатия

Этот вид эмпатии заключается в
эмоциональном подключении к чувствам
оппонента.
Метод эмпатийного слушания сам по себе
предполагает, что человек полностью
погружается в мысли и чувства своего
оппонента, начинает воспринимать их как свои
собственные. Проблема при таком подходе часто
решается как будто сама собой. Это происходит
по той причине, что оппонент начинает
чувствовать, что к нему проявляют неподдельное
участие и внимательное отношение.

Когнитивная эмпатия

Этот вид эмпатии состоит в
возможности анализа чувств и
поступков оппонента.
Когнитивная эмпатия предполагает, что
помогающая сторона должна сначала
разобраться в негативных установках
человека, которые и привели его в
расстроенное состояние

Предикативная эмпатия

Этот вид эмпатии предполагает, что
человек со временем обретает
возможность предугадывать чувства и
настроения своего оппонента.
Помогающая сторона должна максимально
стремиться к тому, чтобы суметь
спрогнозировать дальнейший ход событий,
облегчить душевное состояние того, кто в
данный момент нуждается в помощи

Идентификация.

Идентификация.
А. А. Бодалев
способ понимания другого человека через
осознанное или бессознательное уподобление
его самому себе.
А. А. Реан
способность и умение человека отойти от своей
позиции, «выйти из своей оболочки» и
взглянуть на ситуацию глазами партнера по
взаимодействию.
Г. Форда:
«Мой секрет успеха заключается в умении
понять точку зрения другого человека и
смотреть на вещи и с его, и со своей точек
зрения».

Слайд 1

Слайд 2

Разминка. Упражнение «ПОСИДИТЕ ТАК, КАК СИДИТ...»
Ведущий предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы: король, курица на насесте, начальник милиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка.

Слайд 3

Эмпатия - способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию.

Слайд 4

Эмпатия включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.

Слайд 5

Очень важно, чтобы вы как можно раньше научились понимать чувства других людей. Сложность в понимании чувств связана с тем, чувства выражаются преимущественно не впрямую – словами, а опосредствованно – лицом, позой, движением, голосом. Когда вы научитесь распознавать чувства другого, вам будет легче идентифицировать себя с другим человеком. Давайте сейчас будем учиться замечать чувства другого человека и как бы стараться почувствовать их изнутри.

Слайд 6

Упражнение «Многоликость чувств»
Материалы: иллюстрированный журнал, бумага для рисования, клейкая лента и карандаши. Инструкция: Сегодня мы посмотрим, как можно выразить свои чувства с помощью лица и тела. Пролистайте журнал и найдите картинку, изображающую человека, который вас заинтересует. Вырежьте ее и приклейте на бумагу. (10 минут.)

Слайд 7

Теперь внимательно изучите картинку и рассмотрите лицо человека. Каким образом это лицо выражает грусть или радость, любопытство или скуку? Затем рассмотрите позу человека: как он держит голову, что он делает со своими руками, ногами, всем телом? И что он этим выражает? Напишите рядом с картинкой, какое чувство испытывает изображенный на ней человек. (10 минут.)

Слайд 8

Выберите теперь сами какое-нибудь чувство, которое вам интересно, нарисуйте человека, испытывающего это чувство. Вы можете найти себе образец или придумать что-нибудь сами. Не страшно, если ваша картинка не очень красива; главное, чтобы было показано, как лицом и телом выражается это чувство. (5 минут.)

Слайд 9

Подумайте, пожалуйста, что вы ощущаете, когда испытываете это чувство: как изменяется ваше лицо? как вы дышите? в каком состоянии находятся ваши мышцы? что вы ощущаете в теле? какие движения вы делаете при этом? какие мысли или образы приходят вам в голову, когда вами овладевает это чувство? что вам больше всего хочется сделать, когда вы испытываете это чувство?

Слайд 10

Опишите, как вы справляетесь с этим чувством. (10 минут.) Теперь приклейте это описание под вашу картинку. Разойдитесь по тройкам и покажите друг другу свою работу. Спросите, что переживают другие, когда испытывают выбранное вами чувство. (10 минут.) Составьте затем из всех эскизов с текстами небольшой альбом. Рассмотрите все картинки. (5 минут.)

Слайд 11

Анализ упражнения
Легко ли тебе заметить чувства другого человека? На что ты обращаешь особенное внимание - на звуки голоса, на движение, на выражение лица? Про кого из одноклассников ты можешь сказать, что тебе легко понимать, какое чувство он испытывает? Про каких одноклассников ты можешь сказать, что тебе сложно угадать, какое чувство они испытывают? Насколько хорошо ты можешь оценить чувства учителя? Хорошо ли другие люди понимают твои чувства? Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание помочь другим людям? Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание уйти? Какие чувства тебе чужды или неприятны? Веришь ли ты, что животные (например, собаки) могут понимать чувства человека? Почему люди так часто скрывают свои чувства?

Слайд 12

Упражнение «БЕЛАЯ ВОРОНА»
«Сейчас вам раздадут карточки, на одной из которых будет написано: «белая ворона». Все остальные чистые. Ваша задача: найти белую ворону, основываясь на следующие правила: во время игры нельзя общаться, даже жестами; вы должны «вжиться» в состояние каждого человека и через свои чувства понять, кто белая ворона; если вы приняли окончательное решение, то вы можете назвать этого человека, в случае, если вы угадали, игра заканчивается, если нет, то вы и выбранный вами человек выходят из круга и игра продолжается».

Слайд 13

Анализ упражнения
какие чувства, состояния, переживания вы испытывали по отношению к каждому из участников? кого из участников было легче почувствовать, а кого труднее? на каком основании вы принимали решение? какие способы поведения использовала белая ворона? что помогло и что помешало в процессе нахождения белой вороны?

Слайд 14

Подведение итогов
Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...

  • Автор проекта
  • психолог ГУЗ ЛОНД
  • Никуличева Елена Анатольевна
Разминка. Упражнение «ПОСИДИТЕ ТАК, КАК СИДИТ...»
  • Ведущий предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы: король, курица на насесте, начальник милиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка.
Эмпатия - способность поставить себя на место другого человека, способность
  • Эмпатия - способность поставить себя на место другого человека, способность
  • к сопереживанию.
Эмпатия включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.
  • Эмпатия включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.
Очень важно, чтобы вы как можно раньше научились понимать чувства других людей. Сложность в понимании чувств связана с тем, чувства выражаются преимущественно не впрямую – словами, а опосредствованно – лицом, позой, движением, голосом.
  • Очень важно, чтобы вы как можно раньше научились понимать чувства других людей. Сложность в понимании чувств связана с тем, чувства выражаются преимущественно не впрямую – словами, а опосредствованно – лицом, позой, движением, голосом.
  • Когда вы научитесь распознавать чувства другого, вам будет легче идентифицировать себя с другим человеком. Давайте сейчас будем учиться замечать чувства другого человека и как бы стараться почувствовать их изнутри.
Упражнение «Многоликость чувств»
  • Материалы: иллюстрированный журнал, бумага для рисования, клейкая лента и карандаши.
  • Инструкция: Сегодня мы посмотрим, как можно выразить свои чувства с помощью лица и тела. Пролистайте журнал и найдите картинку, изображающую человека, который вас заинтересует. Вырежьте ее и приклейте на бумагу. (10 минут.)
Теперь внимательно изучите картинку и рассмотрите лицо человека. Каким образом это лицо выражает грусть или радость, любопытство или скуку? Затем рассмотрите позу человека: как он держит голову, что он делает со своими руками, ногами, всем телом? И что он этим выражает? Напишите рядом с картинкой, какое чувство испытывает изображенный на ней человек. (10 минут.)
  • Теперь внимательно изучите картинку и рассмотрите лицо человека. Каким образом это лицо выражает грусть или радость, любопытство или скуку? Затем рассмотрите позу человека: как он держит голову, что он делает со своими руками, ногами, всем телом? И что он этим выражает? Напишите рядом с картинкой, какое чувство испытывает изображенный на ней человек. (10 минут.)
Выберите теперь сами какое-нибудь чувство, которое вам интересно, нарисуйте человека, испытывающего это чувство. Вы можете найти себе образец или придумать что-нибудь сами. Не страшно, если ваша картинка не очень красива; главное, чтобы было показано, как лицом и телом выражается это чувство. (5 минут.)
  • Выберите теперь сами какое-нибудь чувство, которое вам интересно, нарисуйте человека, испытывающего это чувство. Вы можете найти себе образец или придумать что-нибудь сами. Не страшно, если ваша картинка не очень красива; главное, чтобы было показано, как лицом и телом выражается это чувство. (5 минут.)
Подумайте, пожалуйста, что вы ощущаете, когда испытываете это чувство:
  • Подумайте, пожалуйста, что вы ощущаете, когда испытываете это чувство:
  • как изменяется ваше лицо?
  • как вы дышите?
  • в каком состоянии находятся ваши мышцы?
  • что вы ощущаете в теле?
  • какие движения вы делаете при этом?
  • какие мысли или образы приходят вам в голову, когда вами овладевает это чувство?
  • что вам больше всего хочется сделать, когда вы испытываете это чувство?
Опишите, как вы справляетесь с этим чувством. (10 минут.)
  • Опишите, как вы справляетесь с этим чувством. (10 минут.)
  • Теперь приклейте это описание под вашу картинку. Разойдитесь по тройкам и покажите друг другу свою работу. Спросите, что переживают другие, когда испытывают выбранное вами чувство. (10 минут.)
  • Составьте затем из всех эскизов с текстами небольшой альбом. Рассмотрите все картинки. (5 минут.)
Анализ упражнения
  • Легко ли тебе заметить чувства другого человека?
  • На что ты обращаешь особенное внимание - на звуки голоса, на движение, на выражение лица?
  • Про кого из одноклассников ты можешь сказать, что тебе легко понимать, какое чувство он испытывает?
  • Про каких одноклассников ты можешь сказать, что тебе сложно угадать, какое чувство они испытывают?
  • Насколько хорошо ты можешь оценить чувства учителя?
  • Хорошо ли другие люди понимают твои чувства?
  • Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание помочь другим людям?
  • Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание уйти?
  • Какие чувства тебе чужды или неприятны?
  • Веришь ли ты, что животные (например, собаки) могут понимать чувства человека?
  • Почему люди так часто скрывают свои чувства?
Упражнение «БЕЛАЯ ВОРОНА»
  • «Сейчас вам раздадут карточки, на одной из которых будет написано: «белая ворона». Все остальные чистые. Ваша задача: найти белую ворону, основываясь на следующие правила:
  • во время игры нельзя общаться, даже жестами;
  • вы должны «вжиться» в состояние каждого человека и через свои чувства понять, кто белая ворона;
  • если вы приняли окончательное решение, то вы можете назвать этого человека, в случае, если вы угадали, игра заканчивается, если нет, то вы и выбранный вами человек выходят из круга и игра продолжается».
Анализ упражнения
  • какие чувства, состояния, переживания вы испытывали по отношению к каждому из участников?
  • кого из участников было легче почувствовать, а кого труднее?
  • на каком основании вы принимали решение?
  • какие способы поведения использовала белая ворона?
  • что помогло и что помешало в процессе нахождения белой вороны?
Подведение итогов
  • Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Финансовые ответы и вопросы