Финансовые ответы и вопросы

Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец и мать принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве» (три знаменитых романа Гончарова на «О») годаСимбирскекупеческому сословию «Обыкновенной истории» «Обломове»«Обрыве»


Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца. Писатель вспоминал: «Мать наша благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем воспитании, взяла на себя все заботы о его житье-бытье, о хозяйстве. Его дворня, повара, кучера слились с нашей дворней, под её управлением и мы жили одним общим двором. Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. Интеллектуальные заботы достались ему.»


Образование Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. А десяти лет от роду был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. пансионатеМоскву Восемь лет провёл Гончаров в училище. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Гончаров вспоминал: «Первым прямым учителем в развитии гуманитета, вообще в нравственной сфере был Карамзин, а в деле поэзии мне и моим сверстникам, летним юношам, приходилось питаться Державиным, Дмитриевым, Озеровым, даже Херасковым, которого в школе выдавали за поэта» Великим откровением для Гончарова и его товарищей явился Пушкин с его «Евгением Онегиным», выходившим в свет отдельными главами. Он рассказывает:гуманитетаКарамзинДержавиным ДмитриевымОзеровымХерасковымПушкин«Евгением Онегиным» «Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылись вдруг, и какие правды, и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках!» Это почти молитвенное благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю жизнь. Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.Московского университета августе1831 годаэкзаменов Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие тот или иной след в истории русской литературы.БелинскийГерценОгарёвСтанкевичЛермонтовТургеневАксаков


Жизнь после университета Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы.1834 годауниверситет Ещё до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. Новая встреча с ним окончательно укрепила эту решительность. Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах (Москва, Санкт-Петербург), общение там с интересными людьми. Но была ещё одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением сочинительством. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска. И не уехал. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако, эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову- писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске, он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.университетаМоскваСанкт-ПетербургПетербург В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью Гончаров был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи Николая Александровича Майкова Аполлона и Валериана, которым преподавал латинский язык и русскую словесность. Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже Гончаров скажет:Николая Александровича МайковаАполлона Валериана Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства.


Начало творчества Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский:40-е годы Только когда Белинский регулировал весь вчерашний хаос вкусов, эстетических и других понятий и проч., тогда и взгляд на этих героев пера (Лермонтова и Гоголя) стал определённее и строже. Явилась сознательная критика...В своих «Заметках о личности Белинского» Гончаров с симпатией и благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его роли как «публициста, эстетического критика и трибуна, провозвестника новых грядущих начал общественной жизни». Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история». В «романе» (1847) конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведенииЛермонтова Гоголя1847 годаромане1847


Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада» В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат Паллада». Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Англия, мыс Доброй Надежды, Ява, Сингапур, Гонконг, Япония, Китай, Ликейские острова, Филиппины, обратный путь через Сибирь главные вехи этого путешествия. Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно.1852 годафрегате«Паллада»ПутятинаСеверной АмерикеАляскиРоссииЯпонией«Фрегат Паллада»Англия мыс Доброй НадеждыЯваСингапурГонконгЯпонияКитайЛикейские островаФилиппиныСибирь Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке «Отечественных записок» появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» () своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной. Между тем, Гончаров вернулся в департамент министерства финансов и продолжал исправно исполнять свои чиновничьи обязанности, к которым никак не лежала душа. Вскоре, однако, наступила перемена в его жизни. Он получил место цензора. Должность эта была хлопотливая и трудная, но преимущество её перед прежней службой состояло в том, что она по крайней мере была непосредственно связана с литературой. Однако, в глазах многих писателей эта должность ставила Гончарова в двусмысленное положение. Представление о цензоре в прогрессивных слоях общества было тогда далеко не лестным. Его воспринимали как представителя ненавистной власти, как гонителя вольной мысли. Образ тупого и жестокого цензора был как-то заклеймён ещё И. А. Пушкиным в «Послании к цензору»:13 февраля1855 года1858 году XIX векацензораИ. А. Пушкиным «О варвар! Кто из нас, владельцев русской лиры, Не проклинал твоей губительной секиры?» Вскоре и сам Гончаров стал тяготиться своей должностью и в начале 1860 года вышел в отставку. Помимо всего прочего, трудная и хлопотливая служба решительно мешала собственным литературным занятиям писателя. К этому времени Гончаров уже опубликовал роман «Обломов».1860 года«Обломов»


Расцвет творчества Итак, в 1859 году впервые в России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение «Обрыв». Однако, писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги. Покинув пост цензора, он жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность члена совета по делам печати снова началась его цензорская деятельность. Но в нынешних политических условиях она приобрела уже явно консервативный характер. Он причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма» Гончаров защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию. Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв».1859 годуобломовщинаОбрыв1862 годаНекрасованигилизмаматериализма социализмакоммунизма 1867 года


Расцвет творчества К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним долго (двадцать лет) и неутолимо. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. В 1868 году Гончаров писал Тургеневу:апатию1868 году «Вы спрашиваете, пишу ли я: да нет; может быть, попробовал бы, если б не задался давно известной Вам, неудобоисполнимой задачей, которая, как жернов, висит у меня на шее и мешает поворотиться. Да и какое писанье теперь в мои лета». В другом месте Гончаров заметил, что, закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл своё «дитя» до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для одного из них типичен Александр Адуев, для другого Обломов, для третьего Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.




«Обрыв» стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца работы над произведением, жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, «если старость не помешает», как писал он П. В. Анненкову. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни: они должны основательно отстояться во времени и в его сознании. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить ещё ряд замечательных выступлений Гончарова в области критики. Такие, например, его этюды, как «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.депрессииП. В. АнненковуВолгеэтюдыМильон терзаний Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе» годавоспаления легких Александро-Невской лавры1956 годунекрологеОстровскомуСалтыкову


Пути, которые не выбирал Обломов. Роман "Обломов" был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. Русская революционная демократия в лице Н.А.Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто "более, нежели просто удачное создание сильного таланта". Она увидела в нем "произведение русской жизни, знамение времени". Так была определена исключительная злободневность гончаровского романа. И в те же годы весьма авторитетными современниками были высказаны суждения, оценивавшие "Обломова" как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее напряженное внимание и пристальный интерес к нему театра и кинематографа, читателей и исследователей, включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будущего прямое подтверждение пророческих предвидений тех лет. В чем же секрет этого романа? Видимо, в том, что Гончаров как гениальный художник сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление. Явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это явление обломовщина.


Кто же он -Илья Ильич Обломов? Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, вот судьба главного героя романа и многих других персонажей. А за пределами романа читатель видел еще великое множество Обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих событий. Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: "Что сгубило тебя? Нет имени этому злу... Есть... "Обломовщина", отвечает наш герой. Царство крепостной России вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая к этому труда основа всех поступков и образа действий Обломова. Да и не только его одного.


Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего отказался Обломов, и в каком направлении могла бы пойти его жизнь. Вообразим себе иной ход сюжета романа. Ведь многие современники Обломова, выросшие в таких же условиях, преодолевают их пагубное влияние и поднимаются до служения народу, Родине. Представим себе: Ольге Ильинской удается спасти Обломова. Любовь их соединяется в браке. Любовь и семейная жизнь преображают нашего героя. Он становится вдруг деятельным и энергичным. Понимая, что крепостной труд не принесет ему больших выгод, он освобождает своих крестьян. Обломов выписывает из-за границы новейшую сельхозтехнику, нанимает сезонных рабочих и начинает вести свое хозяйство по-новому, покапиталистически. За короткий срок Обломову удается разбогатеть. К тому же умная жена помогает ему в предпринимательской деятельности.


Представим себе другой вариант. Обломов "пробуждается" ото сна сам. Видит свое гнусное прозябание, бедность своих крестьян и "уходит в революцию". Быть может, он станет видным революционером. Его революционная организация поручит ему очень опасное задание, и он его успешно выполнит. Об Обломове напишут в газетах, и имя его узнает вся Россия. Но это все фантазии... Изменить роман Гончарова нельзя. Он написан очевидцем тех событий, он отражал то время, в котором жил. А это было время накануне отмены крепостного права в России. Время ожидания перемен. В России готовилась реформа, которая должна была круто изменить ход событий. А пока тысячи помещиков эксплуатировали крестьян, полагая, что крепостное право будет существовать вечно. До настоящего времени роман Гончарова "Обломов" сохранил свое обаяние как произведение высокого нравственного пафоса, беспощадной авторской откровенности, подлинного гуманизма


Роман И. А. Гончарова "Обрыв" И. А. Гончаров в своем запоздалом объяснении - предисловии ко второму изданию романа "Обрыв", напечатанном только в 1938 году, сожалеет о том, что "никто (из критиков) не потрудился взглянуть попристальней и поглубже, никто не увидел теснейшей органической связи между всеми тремя книгами: "Обыкновенной историей", "Обломовым" и "Обрывом"! " Действительно, критики-современники Гончарова: Н.А. Добролюбов, А.В. Дружинин, Д.И. Писарев и другие рассматривали каждый роман по отдельности, а не как единое целое. Иван Александрович сокрушался: "Всё молодое и свежее поколение жадно отозвалось на зов времени и приложило свои дарования и силы к злобе и работе дня". Однако в защиту критиков можно сказать то, что их концепция, как сказали бы мы сейчас, концепция "шестидесятников" с пожеланиями быстрых и радикальных политических и культурных преобразований не отвечала программе "Лучше поздно, чем никогда" "месье де Лень" с его мечтами о стабильности и некоторой приземлённости: "Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь и всё, что к ней прирастало". Охватить более чем тридцатилетний период написания, по Гончарову, одного романа "шестидесятникам" было более чем сложно. Попробуем доказать верность первого приведённого высказывания Гончарова, сравнив между собой три великих романа: найдем в них общее.


Несмотря на то, что каждое произведение отделено от другого десятилетним промежутком времени, о них можно говорить как о едином целом, так как их темы перекликаются, а по своему характеру романы, замечает Л. Н. Толстой в своем письме к А. В. Дружинину, "капитальны", поэтому их успех "невременен", то есть, не связан с конкретными историческими событиями. В то же время темы трилогии тесно связаны с исторической ситуацией 50-х - 80-х годов. На мой взгляд, здесь нет парадокса, потому что социальные темы тех лет: отношения между богатыми и бедными, противоречия позиций власти и народа и т. д. - актуальны в России во все времена. Талант истинного провидца помог Гончарову уловить настроение времени. Критик Чуйко обращает внимание на своеобразие исторического контекста в творчестве художника: "эпос ХIX века, в котором писателю удалось свести к одному окончательному синтезу всю историческую, государственную и общественную жизнь своего времени". Эти слова были сказаны об "Обрыве" - мне кажется, что их можно отнести и ко всему творчеству Ивана Александровича, ведь - по идее Ю. В. Лебедева: "Если "Обыкновенная история" - фундамент храма, "Обломов" - стены и своды его, то "Обрыв" - замок свода и купол с крестом, устремленным к небу".


Возьмём для примера первые факты биографий главных героев - их рождение и воспитание. Каждый из них родился в деревне: в Грачах в "Обыкновенной истории" (кстати, грачи - это первые птицы, прилетающие ранней весной - название деревни первого романа выбрано неслучайно), в Обломовке в "Обломове" (это название образовано от фамилии помещика - единственный случай в трилогии), в Малиновке в "Обрыве", - везде милые матушки и бабушки голубят и балуют своих сыночков и внучков (здесь можно вспомнить образ Арины Власьевны в "Отцах и детях" И.С. Тургенева). Но не только это объединяет персонажей. Ещё и их отношение к родной земле. Это - умиление. И "теплый угол" в "Обыкновенной истории", и "благословенный уголок" в "Обломове", и "эдем" в "Обрыве" мыслятся как укрытие от неудач, проблем и невзгод, как место, где нет нужды сдерживать себя и соответствовать темпу общества. Именно в деревне персонажи раскрываются наиболее полно. Это не касается младшего Адуева, который, как бы являясь "отправной точкой" к следующим этапам развития "Героя", живёт и прожигает жизнь в городе


Отдельного анализа заслуживает "Сон Обломова". Во-первых, эта "увертюра" появилась гораздо раньше, чем сам роман, первоначальное название которого было "Обломовка". Во-вторых, "Сон Обломова" показателен как художественный и психологический приём. Эта глава позже была помещена в середину произведения и явилась переходным моментом сюжета. Она как бы противопоставляет один период жизни другому. Однако это не полноценная антитеза, ведь в сознании Ильи Ильича всегда присутствовали элементы такой мечты. По ходу романа то сильнее, то слабее прослеживается тема Обломовки - определенного образа действительности и мыслей. К тому же его грёза - это сон- предсказание: недаром смерть Обломова настигла именно в тиши и спокойствии. Если рассматривать "Сон..." с психологической точки зрения, можно прийти к тому, что он является архетипом. Принимая форму сна Обломовка принимает форму условности: пространство и время в ней не линейные, а циклические. Сам "заповедный" край обнесён высокими горами, а люди в нём живут счастливо, не болеют и чуть ли не умирают. Используя приём архетипа, Гончаров полно раскрывает подсознательную сущность своего героя.


С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой жить в бездействии. Здесь проявляется различие между ними. Молодой Адуев бессознательно отворачивается от дома, чувствуя инстинктивный порыв в "землю обетованную" - в столицу, в Петербург. Обломов, напротив, живёт счастливо, "так [как жили в сонной Обломовке], а не иначе". Райский - наиболее противоречивый персонаж - на протяжении всего романа не раз меняет свое отношение к Малиновке, её обитателям и порядкам: впервые приехав туда юношей, он ощущает прилив творческих сил: "Какие виды кругом - каждое окно в доме - рама своей особенной картины!" ; после долгой разлуки он "не без смущения" ждет встречи с родными местами, которые, впрочем, скоро видятся ему как одна картина "в тесной, определенной раме, в которой приютился человек", а через некоторое время "Райский почти не чувствует, что живёт", потом скука сменяется интересом, но не к деревне, а к её хранительницам (Бережковой, Вере, Марфеньке). Как видим, герои трёх романов, как метко выразился И.А.Гончаров, "составляют одно лицо, наследственно перерождающееся..." А трилогия - "одно огромное здание, одно зеркало, где в миниатюре отразились три эпохи - старой жизни, сна и пробуждения".


Роман «Обыкновенная история» (1847) Роман «Обыкновенная история» (1847) рассматривается подчас лишь как подступ к более сложным и многоплановым последующим двум. Тем более, что несколько схематичное построение романа облегчает подобную задачу: несложно увидеть в нем исходный чертеж для будущего полнокровного создания «Обломова». Но если же взглянуть на «Обыкновенную историю» как на завязь, из которой развилась вся романистика, как сгусток творческой энергии, что придал импульс всему творчеству Гончарова, то именно этот роман потребует самого пристального рассмотрения. В «Обыкновенной истории» уже проявились все предпочтения Гончарова в выборе традиций, жанра, сюжета, героя и соответственно всех других элементов романа, при этом предпочтения столь определенные, что хотя они и претерпели в дальнейшем изменения, но не в той степени, чтоб изменилось само существо сделанного выбора. Одновременно в первом романе уже дала о себе знать не только свобода творческого выбора, но и его «несвобода», сказалась зависимость от рекомендаций, выдвигаемых временной ситуацией и авторитетами в искусстве.


При жизни Гончарова в ситуациях общественной и литературной борьбы обычно выдвигались на первый план злободневные аспекты его произведений (за счет всех других). К примеру, в «Обыкновенной истории» только по прошествии десятилетий была акцентирована (на фоне привязанности романа к его эпохе) глубинная тема универсального характера. В романе «изображен вечно присущий человечеству разлад между идеализмом и практичностью, однако в явлениях, подмеченных в русской жизни», воспроизводится «двойственное течение жизни, столь же правдивое, как и бессмертные образы Сервантеса» (отсылка к упоминанию «Дон Кихота» в цитированном выше письме). В романе Гончарова была увидена такая «обыкновенная история», которая, повторяясь во все века, выражалась «в его (Гончарова) время в своеобразных формах русской общественной жизни». Контекст десятилетия справедливо был расширен до контекста веков.


Подмеченный контрапункт (замысла и сверхзамысла) улавливается со всей очевидностью, прежде всего, в судьбе главного героя. Александр Адуев юный провинциал 30-х годов, усвоивший характер чувств и манеру поведения популярных персонажей современной ему литературы (преромантической и романтической). Подражательность, вошедшая в само нутро молодого человека, определяет неестественность поведения, натужность речей, легко поддающихся осмеянию. Одновременно это «обыкновенный здоровый юноша, лишь находящийся в романтической стадии своего развития». «Книжная одежда» спадает с Александра по мере взросления вместе с наивностью и экзальтацией молодости. Так создается своего рода перемежающаяся двойная «подсветка» в гончаровском тексте: он прочитывается и как психологическое повествование о норме жизни в эпоху юности, и как комическая история заблуждений мечтательного русского провинциала конкретной эпохи. Но поскольку юность всегда склонна к предпочтению мечты трезвой реальности и везде легко рядится в «чужие платья», психологическая цельность гончаровского «человека на все времена» не подрывается всерьез уступкой конкретной «злобе дня».


Однако вопрос, что первозначимо в романе (раскрытие примет «вечно присущих человечеству» или обнаружение «своеобразных форм русской общественной жизни», в которые эти приметы облачились), остается предметом дискуссии до сей поры. Правда, сама тональность дискуссий коренным образом меняется. Утверждается, к примеру, что в романе «немногое связано с определенным моментом современной Гончарову социальной истории. Но, когда оно входит в роман, то служит только иллюстрацией основополагающих проблем человеческого существования или еще в большей мере стимулом, чтобы попытаться войти с ними в соприкосновение»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Великий русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности. Автор трех романов «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история», критического этюда «Мильон терзаний».

2 слайд

Описание слайда:

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ МИРЕ РОССИИ 60-ГОДЫ - ВРЕМЯ «НЕИСТОВЫХ СТРАСТЕЙ» И «РЕВУЩИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ». ГОНЧАРОВ НЕОБЫЧЕН ТЕМ, ЧТО ЭТА БОРЬБА КАК БЫ НЕ КОСНУЛАСЬ ЕГО. НЕОБЫЧАЙНЫЙ ДАР СПОКОЙСТВИЕ И УРАВНОВЕШЕННОСТЬ, ЗАГАДОЧНЫЙ ПИСАТЕЛЬ. СМЫСЛ ЕГО ТВОРЧЕСТВА - ГЛУБОКО И ДОСТОВЕРНО РАСКРЫТЬ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. АНАЛИЗ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЗАВЕЩАЛИ ПУШКИН, ГОГОЛЬ И ГОНЧАРОВ ОДИН ИЗ ПРОДОЛЖАТЕЛЕЙ ИХ.

3 слайд

Описание слайда:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПИСТЕЛЯ 1812 год - род. в г. СИМБИРСКЕ, купеческое сословие. МАТЬ - Авдотья Матвеевна Всю жизнь писатель был благодарен матери за любовь и заботу, которыми она согрела его детство, и за разумную, строгую требовательность. Чувство долга, серьёзное, вдумчивое отношение к жизни, трудолюбие, стойкость – все эти качества, свойственные многим русским женщинам, составляли суть характера ее. ОТЕЦ - умер, когда Гончарову было 7лет. КРЕСТНЫЙ - симбирский дворянин Н. Н. Трегубов. «Это был чистый самородок честности, чести, благородства … с добрым, тёплым сердцем», – писал Гонч. Он был отставным офицером-моряком. Иван Ал. вырос на его рассказах о морских странствиях и приключениях и мечтал о кругосветном путешествии.

4 слайд

Описание слайда:

«Добрый моряк» - называл он воспитателя, заменившего ему отца. Писатель вспоминал: Мать, благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем воспитании, взяла на себя заботы о его житье, о хозяйстве. Его дворня, повара, кучера слились с нашей, под её управлением - мы жили одним двором. Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. Интеллектуальные заботы достались ему.

5 слайд

Описание слайда:

ОБРАЗОВАНИЕ ГОНЧАРОВА Первым учебным заведением, куда был отдан писатель, стал популярный среди дворян того времени пансион в имении княгини Хованской. Хозяевами пансиона были образованный священник и его жена, немка по национальности. Именно в этом пансионе Иван Гончаров приобщается к литературе. 1822 – 1830г. – учится в Моск. коммерческом училище. 1831 – 1834г – Иван Александрович студент отделения словесности Московского университета. За весь период учебы Гончаров не состоит ни в одном кружке, что нетипично для просвещенной молодежи тех лет. Получив диплом, едет в Симбирск, устраивается там на службу секретарем канцелярии губернатора. 1835 - Петербург, переводчик в Министер. финансов..

6 слайд

Описание слайда:

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГОНЧАРОВА 1846 г – первый роман «Обыкновенная история». 1852 – 1854г. – Иван Алекс. участвует в экспедиции адмирала Путятина на военном фрегате «Паллада»,он секретарь адмирала, отправились в далекую Японию. 1856 год – Гончаров цензор в газете «Северная почта». 1858 год – цикл очерков о путешествии «Фрегат “Паллада”» 1859 год – написан роман «Обломов». 1869 г. – написан последний роман И. А. Гончарова «Обрыв»

7 слайд

Описание слайда:

1872 г. – опубликована работа «Мильон терзаний». 1873 г. – Гончаров преподает русскую словесность детям Великого князя Константина Николаевича. Критические очерки Гончаров пишет и о своих произведениях: «Предисловие к роману “Обрыв”» «Намерения, задачи и идеи романа “Обрыв”». 1876 г. – Иван Александр. избран русским членом-корреспондентом Общества литераторов Франции. 1885 г. – избран почетным членом Общества любителей российской словесности при Моск. унив. Последние годы Гонч. живет тихо и замкнуто, в Петерб., он не женат, у него не осталось потомков. Свою литературную собственность он завещал семье своего старого доверенного слуги. 1891 г. – Гончаров умирает в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

8 слайд

Описание слайда:

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-91), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). 1847 В романе "Обыкновенная история" конфликт между "реализмом" и "романтизмом" предстает как существенные противоречия русской жизни. 1859 В романе "Обломов" судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". 1869 В романе "Обрыв" поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. 1855-1857 Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада" - своеобразный "дневник писателя"; литературно-критические статьи ("Мильон терзаний", 1872).

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с личностью Гончарова, его биографией.
  • Дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя.
  • Выявить взаимосвязь его судьбы и творчества.
  • Ввести творчество И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIXвека.

Задачи урока:

  1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых в Петербурге, “натуральной школы” в формировании личности писателя.
  2. Ознакомить учащихся с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.
  3. Показать своеобразие художественного наследия писателя.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, Презентация .

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 2–4.

II. Целеполагание.

III. Вступительное слово учителя.

Исторической эпохой, взрастившей творчество И.А. Гончарова, были 40–60-е годы 19 столетия, время кризиса феодально-крепостнического строя, период отмены крепостного права, подъема демократического движения в России. В литературной деятельности видел Гончаров свое призвание, свое общественное назначение. Центральной темой его творчества была судьба его родины. “То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни”,– писал Гончаров.

Запишите тему урока.

Слушая индивидуальные сообщения, делайте записи в тетрадях

IМ. Индивидуальные задания учащихся

Слайд 6–10,13.

1812–1834 г.г. Детство и юность И.А. Гончарова. Московский университет.

Родился в семье богатого симбирского купца. Отец писателя, Александр Иванович Гончаров, пользовался почетом в городе: его много раз выбирали городским головой. Он рано умер, оставив семье крупное состояние.

Каменный двухэтажный дом стоял на Большой улице, “обстановка его была барская: большой зал с люстрой, нарядная гостиная с портретом хозяина и неизбежная диванная; на двор окнами кабинет хозяина, спальня хозяйки и большая, светлая комната для детей”.Сам Иван Александрович запомнил, что во дворе было множество построек: сараи, амбары, конюшни, хлев, птичник, “дом был, что называется, полная чаша”.Именно эти детские воспоминания во многом легли в основу знаменитого “Сна Обломова”.

Мать, Авдотья Матвеевна, умная, жизнерадостная и привлекательная женщина, любила детей, но была с ними строга и взыскательна, не пропускала без наказания ни одной шалости: “дранье ушей и стояние на коленях” было “весьма распространенным средством смирять и обращать шалунов на путь правый”.

После смерти отца воспитание детей было доверено отставному морскому офицеру Н.Н. Трегубову.

Его ум, живость характера привлекали к нему многих. Будучи человеком просвещенным, либерально мыслящим,он сыграл важную роль в духовном развитии мальчика. “Добрый моряк принял нас под свое крыло, а мы привязались к нему детскими сердцами”,– с большой теплотой вспоминало нем И.А. Гончаров.

Начальное образование Иван Гончаров получил в частном пансионе священника Троицкого. Там он пристрастился к книгам, перечитав практически всю библиотеку, в которой “был и Державин, и Жуковский… и старые романы… и богословские сочинения… и путешествия в Африку, в Сибирь и другие…” Иван Александрович вспоминал: “За мной никто не следил, что я делаю в свободное от уроков время, а я любил забиваться в угол и читал все, что попадалось под руку”.

Летом 1822 года был определен в Московское коммерческое училищ е. Его любовь к чтению не уменьшилась, но теперь он отдавал предпочтение русским авторам: Карамзину, Державину, Дмитриеву, Хераскову. “И вдруг Пушкин! Я узнал его с Онегина… Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг, и какие правды – и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной – хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса для впечатлительной натуры!” – восторгался Гончаров.

В августе 1831 года успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета, где в это время учились Белинский, Огарев, Лермонтов, Аксаков.

В университете, по признанию Гончарова, он "систематически, с помощью критического анализа, изучал образцовые произведения иностранных и отечественных писателей". "Только тому университет и сослужит свою службу, – впоследствии говорил Гончаров, – кто из чтения сделает себе вторую жизнь". Юным Гончаровым руководила мысль, что чтение является не только средством обогащения знаниями, но и источником воспитания в себе человека гуманных стремлений.

На университет он смотрел, как на источник познания, и здесь, у этого источника, зрела в нем мысль о благородном и полезном служении обществу, родине.

Из преподавателей выделял немногих.

М.Т. Каченовский читал русскую историю и статистику. “Это был тонкий, аналитический ум… строго справедливый и честный человек”.

Н.И. Надеждин – профессор теории изящных искусств и археологии, “человек с многостороннею, всеми известною ученостью по части философии, филологии…”. Гончаров напишет: “Он был нам дорог своим вдохновенным, горячим словом, которым вводил нас в таинственную даль древнего мира, передавая дух, быт, историю и искусство Греции и Рима…”.

Шевырев, молодой, свежий человек, принес нам свой тонкий и умный анализ чужих литератур, начиная с древнейших до новейших западных литератур…”.

Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого ”, – скажет Гончаров впоследствии.

В университете он увидел Пушкина. Вместе с другими студентами он стал свидетелем горячего спора между поэтом и профессором Каченовским о подлинности “Слова о полку Игореве”.

К студенческим годам относится и первая публикация Гончарова – перевод двух глав из романа Эжена Сю “Атар-Гюль” (1832 год).

Слайд 14–21.

Индивидуальное задание.

В 1834 году будущий писатель закончил университет. “Я свободный гражданин мира, передо мной открыты все пути, и между ними первый путь – на родину, домой, к своим”. (Автобиографические записки “На родине”.)

В Симбирске поступил на службу секретарем канцелярии губернатора Загряжского. Очень живописно и не без иронии описал Гончаров этот недолгий период жизни в очерке “На родине”. “Где же новое, молодое, свежее? Где же новые люди, нравы, дух?” – вопрошает он Трегубова. А тот в ответ только показывает на собор, питейную контору и свежую стерлядь в лавке. И уже тогда юноша начал понимать, что застой Симбирска – это явление, характерное для всей русской жизни.

В начале мая 1835 года переехал в Петербург.

1835–18. Гончаров в Петербурге. Начало литературной деятельности. Кругосветное путешествие на фрегате “Паллада”.

Будучи человеком небогатым, Гончаров вынужден служить. Он занял должность переводчика в Министерстве финансов. В Петербурге Иван Александрович сближается с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподает русскую литературу и латинский язык. В доме Майковых царила атмосфера любви к поэзии и музыке, живописи и театру. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже Гончаров скажет: “Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства” . В рукописном альманахе “Подснежник” поместил Гончаров свои первые стихи и шуточные повести для домашнего чтения. В полном соответствии с поэтической модой 20–30-х годов XIX века эти стихи были проникнуты духом, поэтикой и стилистикой “неистового” романтизма.

В эти годы Гончаров знакомится с Белинским. В своих “Заметках о личности Белинского” Гончаров назвал его провозвестником “новых грядущих начал общественной жизни”.

Дальнейшее творчество писателя формировалось под влиянием Белинского и эстетических принципов “пушкинско-гоголевской” школы. Произошел серьезный мировоззренческий поворот в его отношении к жизни, к моральным ценностям, к назревшим проблемам современности.

В 1847 г. в журнале “Современник” напечатан первый роман Обыкновенная история”. Гончаров заявил о себе как писатель-реалист, продолжающий творческую линию Пушкина и Гоголя и нанес, по оценке В.Г. Белинского, “страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму”.

В 1949 году в “Литературном сборнике” журнала “Современник” появилась глава из будущего романа – “Сон Обломова” которая пострадала от цензорского карандаша. это омрачило творческое настроение Гончарова и приостановило работу над романом.

“Я запирался в своей комнате, садился каждое утро за работу, но все выходило длинно, тяжело, не обработано… боюсь, не потерял ли я в самом деле от старости всякую способность писать”.

В августе 1852 года Гончарову поступило предложение отправиться в кругосветное путешествие. Иван Александрович немедленно согласился. Решение путешествовать не было случайным. Вот как он объяснял свой поступок: “Я радостно содрогнулся при мысли: я буду в Китае, Индии, переплыву океаны, ступлю ногой на те острова, где гуляет в первобытной простоте дикарь, посмотрю на эти чудеса – и жизнь моя не будет праздным отражением мелких, надоевших явлений. Я обновился, все мечты и надежды юности, сама юность воротились ко мне. Скорее, скорее в путь!”

7 октября 1852 года и Кронштадта вышел фрегат “Паллада”, на котором Гончаров в должности секретаря при начальнике экспедиции адмирале Путятине отправился в кругосветное путешествие. Во время путешествия он посетил Англию, Южную Африку, Гонконг, Китай, Японию, “набил целый портфель путевыми записками”. В итоге они сложились в двухтомную книгу очерков под названием “Фрегат “Паллада”. Книга написана так живо и увлекательно, что может считаться одним из лучших в мировой литературе образцов приключенческого жанра.

1855 год. Вернувшись из путешествия, Гончаров определяется на службу в Петербургский цензурный комитет, с головой уходит в литературу, посещает кружок “Современника”, где читались и обсуждались новинки литературы.

Слайд 22–27.

Индивидуальное задание. Трилогия: романы “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”.

Гончаров не раз указывал, что “Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв” представляют собой нечто цельное, что он видит “не три романа, а один. Все они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеей – перехода от одной эпохи русской жизни…к другой” .

Главной темой его творчества всегда была Россия, ее неотложные вопросы, которые выдвигались русской жизнью в 40-ые, 50-ые и 60-ые годы XIX века.

“… Я не выдумывал ничего: сама жизнь писалась у меня, как я переживал ее и видел, как переживают другие, так она и ложилась под перо. Не я, а происшедшие у всех на глазах явления обобщают мои образы”, – утверждал писатель.
Его внимание обращено к глубинному процессу эпохи: разрушению патриархального уклада и вытеснению его новыми динамичными формами жизни. Антитеза становится основным художественным приемом. Гончаров рисует смену исторических эпох как процесс противоречивый и неоднозначный, где приобретения оплачиваются потерями, и наоборот. Свой социально-эстетический идеал писатель не связывает ни с патриархальным “старым”, ни с буржуазным “новым”, и в том и в другом он видит их достоинства и недостатки.

В романе“Обыкновенная история” Гончаров ставит интересную тему о судьбе романтика в условиях нарождающегося буржуазного быта в России. Александр Адуев, главный герой романа, по выражению Белинского, “трижды романтик – по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни”, отправляется искать счастья в Петербург. Но прагматичная жизнь города постепенно отрезвляет восторженного юношу. Прошло десять-двенадцать лет – и А. Адуев становится преуспевающим дельцом, освободившимся от иллюзий. Он добросовестно служит, пополнел и с достоинством носит орден на шее. С ним происходит “обыкновенная история” – история превращения восторженного романтика в трезвого чиновника, уравновешенного дельца.

Художник слова, тонко чувствующий, чутко улавливающий глубинные процессы социального бытия современного ему общества, отразил в своем романе “слабое мерцание сознания необходимости труда, настоящего, не рутинного, а живого дела, в борьбе с всероссийским застоем”.

В 1859 году в журнале “Отечественные записки” появляется роман “Обломов”.

Еще в 1847 году в журнале “Современник” напечатана глава “Сон Обломова”. Через десять лет, в 1857 году, на курорте Мариенбад, “как будто под диктовку”, Гончаров написал почти весь роман.

Гончаров вспоминал: успех “превзошел все мои ожидания. И. Тургенев однажды заметил мне кратко: “Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова”. Л. Толстой писал в то же время: “Обломов – капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было”.

А.В. Дружинин в рецензии на роман писал: “В писателе, подарившем нашей словесности “Обыкновенную историю” и “Обломова”, мы всегда видели и видим теперь одного из сильнейших современных русских художников”. Свою причастность к реалистической школе неоднократно подчеркивал и сам Гончаров. В критических заметках “Лучше поздно, чем никогда” читаем: “…от Пушкина и Гоголя в русской литературе теперь еще никуда не уйдешь. Школа пушкинско-гоголевская продолжается доселе, и все мы, беллетристы, только разрабатываем завещанный ими материал”.

Последний роман “Обрыв” был опубликован в 1869 году в журнале “Вестник Европы”. Сложная творческая история “Обрыва” тесно связана с общественной и культурной жизнью России 1850–1860 годов. “Этот роман – была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места…”,– писал Гончаров. В романе, задуманном в 1849 году под названием “Художник”, писатель хотел показать конфликт творческой личности и среды. Это роман о художнике, в образе которого Гончаров, по его словам, показал род “артистической обломовщины”, “русскую даровитую натуру, пропадающую даром, без толку”: Райский “восприимчив, впечатлителен, с задатками дарований, но он все-таки сын Обломова”.
Окончательное название романа “Обрыв” определяет судьбу молодого поколения, потерпевшего трагическое поражение в поисках своего исторического пути. Это название символично, оно заключает в себе идейную суть произведения. Обрыв – это и место жуткого убийства, и трагическое непонимание двух поколений, обрыв традиций и падение в бездну неверия. В романе продолжились поиски нравственного идеала и отразилась критика нигилизма.
Сам Гончаров считал это произведение лучшим из всего им написанного.

V. Слово учителя. Слайды 28–34/

1. На общественные события эпохи 40-ых годов писатель откликнулся романом “Обыкновенная история”. Гончаров твердо стоит на прогрессивных позициях просвещенной буржуазии и разоблачает с этих позиций несостоятельность дворянско-усадебной культуры.
2. Роман “Обломов” создавался в 50-е годы, когда конфликт между двумя укладами – патриархально-крепостническим и капиталистическим – еще более обострился и поставил вопрос о неизбежности отмены крепостного права. Приближалась реформа 1861 года. В “Обломове” Гончаров выносит суровый приговор феодально-крепостническому строю, хотя и с некоторой затаенной грустью.
3. “Обрыв” создавался в основном в 60-е годы. Патриархально-усадебный быт теперь уже уходил в прошлое, окрепли позиции буржуазии. Но в это время на сцену русской истории выступила новая общественная сила – революционная демократия, призывавшая к социальной революции.
Позиция Гончарова ясна: он враг всякой насильственной ломки.

Идеал общественного развития Гончаров усматривал в преобразовании всего "путем реформ", в сотрудничестве всех классов русского общества, в гармонии их интересов.

VI. Последние десятилетия. Слайд 35–39/

И.А. Гончарова намеревался после "Обрыва" писать новый, четвертый роман. В январе 1870 года он писал П. В. Анненкову: "Если станет сил, лучше для меня, разделавшись с "Обрывом", подумать хорошенько о чем-нибудь новом, то есть о романе же, если старость не помешает".

Но Гончаров "оставил этот план", потому что, по его мнению, "творчество требует спокойного наблюдения уже установившихся и успокоившихся форм жизни, а новая жизнь слишком нова, она трепещет в процессе брожения, слагается сегодня, разлагается завтра и видоизменяется не по дням, а по часам. Нынешние герои не похожи на завтрашних и могут отражаться только в зеркале сатиры, легкого очерка, а не в больших эпических произведениях".

"То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, – то недоступно моему перу! – говорил писатель. -Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал – словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало" ("Лучше поздно, чем никогда"). Это объясняет, почему не был написан Гончаровым роман о "современной жизни".

В декабре 1871 году Гончаров побывал на спектакле “Горе от ума” Александринского театра, а вскоре был написан “критический этюд” “Мильон терзаний”, содержащий глубокий анализ комедии А.С. Грибоедова. Сил на создание крупных эпических произведений уже не было, но Иван Александрович продолжает много и плодотворно работать: пишет “Заметки о личности Белинского”, статьи “Лучше поздно, чем никогда”, “Необыкновенная история”, автобиографические очерки “На родине”, “В университете”.
В последние годы жизни жил уединенно, в окружении детей умершего в 1878 году слуги Карла Трейгута. Гончаров умер 15 сентября от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Он был похоронен в Александро-Невской лавре. В 1956 прах писателя перенесли Н Волково кладбище. В некрологе, опубликованном на страницах “Вестника Европы”, отмечалось: “Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе”

Мы познакомились с биографией И.А. Гончарова и его творческим наследием. Сейчас проверим выполненное в ходе урока задание: Какие обстоятельства жизни формировали мировоззрение писателя, его философские и эстетические взгляды?

Ответы учащихся.

VII. Этап закрепления знаний/

Викторина/
Цель: закрепить знание биографии и творчества А.И. Гончарова

1. Кому преподавал И.А. Гончаров литературу как домашний учитель?

2. Какую книгу очерков написал Гончаров во время кругосветного путешествия?

3. Назовите три романа Гончарова.

4. Назовите имя поэта, который является для Гончарова несравненным учителем жизни, воспитателем благородных человеческих чувств, любви к родине.

5. Кто из литераторов впервые употребил слово “обломовщина”?

  • И.А. Гончаров.
  • Н.А. Добролюбов.
  • Д.И. Писарев.
  • В.Г. Белинский.

6. “Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг!” – такой восторженный отзыв Гончаров дал произведению:

  • “Герой нашего времени” М.Ю Лермонтова.
  • “Евгений Онегин” А.С. Пушкина.
  • “Мертвые души! Н.В. Гоголя.
  • “Горе от ума” А.С. Грибоедова.

7. Известно, что в кругосветное путешествие Гончаров отправился на фрегате “Паллада”, а каким путем он возвратился домой?

8. В каком произведении Белинский увидел “страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности”?

9. У каких литературных героев на столе лежит книга, которая у одного уже два года открыта на 14 странице, а у другого страницы раскрытых книг покрылись пылью и пожелтели”? Назовите произведения и их авторов.

VIII. Итоги урока.
IX. Домашнее задание: перечитать 1–10 главы романа “Обломов”.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Детство Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец Александр Иванович (1754--1819) и мать Авдотья Матвеевна (1785-1851) (в девичестве Шахторина) принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Когда Гончарову было девять лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» - так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Образование Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. Восемь лет провёл Гончаров в училище. Остальное время болел. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Жизнь после университета Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако, эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову-писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске, он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.

7 слайд

Описание слайда:

Начало творчества Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы - начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров читает критику свой роман Обыкновенная история. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский.

8 слайд

Описание слайда:

Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада» В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле - фрегате «Паллада» - в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке- Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“» Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно. Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке «Отечественных записок» появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами

9 слайд

Описание слайда:

Расцвет творчества в 1859 году впервые в России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение - «Обрыв». Однако, писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги. Покинув пост цензора, он жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность - члена совета по делам печати - снова началась его цензорская деятельность.

10 слайд

Описание слайда:

закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл своё «дитя» до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для одного из них типичен Александр Адуев, для другого - Обломов, для третьего - Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества. В середине XIX века начинается соперничество Российской Империи и Соединённых Штатов Америки за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кстати, США в ту пору в России было принято называть не так как сейчас, а несколько по-другому - Северо-Американские Соединённые Штаты, сокращённо - САСШ.













1 из 12

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Иван Александрович Гончаров (6 (18) июня 1812, Симбирск - 15 (27) сентября 1891, Санкт-Петербург) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец и мать принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя.

№ слайда 3

Описание слайда:

ДетствоКогда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» - так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.

№ слайда 4

Описание слайда:

Писатель вспоминал:Мать наша благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем воспитании, взяла на себя все заботы о его житье-бытье, о хозяйстве. Его дворня, повара, кучера слились с нашей дворней, под её управлением - и мы жили одним общим двором. Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. Интеллектуальные заботы достались ему.ОбразованиеПервоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. А десяти лет от роду был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери.

№ слайда 5

Описание слайда:

Восемь лет провёл Гончаров в училище. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Гончаров вспоминал:Первым прямым учителем в развитии гуманитета вообще в нравственной сфере был Карамзин, а в деле поэзии мне и моим сверстникам, 15-16-летним юношам, приходилось питаться Державиным, Дмитриевым, Озеровым, даже Херасковым, которого в школе выдавали за поэта.Великим откровением для Гончарова и его товарищей явился Пушкин с его «Евгением Онегиным»

№ слайда 6

Описание слайда:

Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - всё это укрепило в нём завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий - о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие тот или иной след в истории русской литературы.

№ слайда 7

Описание слайда:

Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий - о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие тот или иной след в истории русской литературы.Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов.

№ слайда 8

Описание слайда:

После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске, он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью Гончаров был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи Майкова Николая Александровича - Апполона и Валериана, которым преподавал латинский язык и русскую словесность. Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы.

№ слайда 9

Описание слайда:

Гончаров знакомится с Белинским. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история».В романе «Обломов» (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса».В романе «Обрыв» (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма.Цикл путевых очерков «Фрегат „Паллада“» (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя»; литературно-критические статьи («Мильон терзаний», 1872

№ слайда 12

Описание слайда:

ПРОВЕРИМ СВОИ ЗНАНИЯКак звали Гончарова? Даты жизни писателя? Какую должность занимал ИА. в конце своей карьеры? С каким романом вошел в литературу Гончаров?Как сейчас называется город, в котором родился Гончаров? Кто оказал влияние на воспитание будущего писателя Как называли Гончарова близкие друзья? Чем удивил в своих знакомых, современников Гончаров в своей очень размеренной жизни? В каком году был напечатан роман “Обломов”? Как звали мать ИА.Гончарова? Где учился И.А.Гончаров? Кого из великих русских писателей, перед которым Гончаров поклонялся, он увидел в Московском университете? В качестве кого отправился в кругосветное путешествие на фрегате Паллада Гончаров?Какие романы Гончаров рассматривал как трилогию.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Финансовые ответы и вопросы