Финансовые ответы и вопросы






клетки

водоросли

гифы

гриба

Синтез органических веществ

Минеральные вещества и вода.

Лишайники - это симбиотические организмы, состоящие из водорослей и гифов гриба.




Клетки водоросли

Нити гриба


Лишайники светолюбивы, водолюбивы, нетребовательны к субстрату, чувствительны к загрязнению воздуха – биологические индикаторы чистоты воздуха.

Растут лишайники крайне медленно - прирост за год у корковых - 1-8 мм, у кустистых - 1-35 мм.



лецидея

леканора


пельтигера

ксантория


кладония

уснея

ягель


  • Разрушают горные породы
  • Образуют почву.
  • Основной корм для оленей на Севере.
  • Из них получают краски и лакмус.
  • Также используют в медицине и парфюмерии.
  • Биоиндикаторы

Цетрария исландская

«Исландский мох»


  • Ягель растет очень медленно: несколько миллиметров в год.
  • Поэтому одно и то же тундровое пастбище нельзя использовать несколько лет подряд - не случайно саамы кочевали со своими стадами по всей территории области.
  • Если олени съедают весь ягель, то на восстановление лишайникового покрова требуется довольно много времени – до 15 лет

Олень зимой ищет ягель


«Выступает ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник , разлагая горную породу, превращая ее в плодородную почву».

К.А. Тимирязев

«Жизнь растений»


Асахинея Шоландера

Кладония грациозновидная

Лептогиум Бурнета

Лобария легочная


В Библии рассказывается о народе, который много дней брёл по пустыне, по колено, утопая в песке. Все припасы, взятые с собой были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскалённый песок.

Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. Все увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, казалось, что они падают с неба.

«Манна, манна! С неба падает манна!» Все, кто ещё мог, бросились собирать эту «манну». Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепёшки.

  • Как вы думаете, чем была эта манна на самом деле?

В 1772 году русский учёный П.С. Паллас доказал, что это был съедобный лишайник, который разносится ветром над огромными просторами Африки и Малой Азии.


  • 1 вариант. Выберите правильные утверждения: Ответ «да» или «нет».
  • Лишайники – представители царства растений.
  • Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней.
  • Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества.
  • Человек использует лишайники в своей жизни.
  • Лишайники растут в загрязнённых районах.
  • 2 вариант. Выберите правильные утверждения: Ответ «да» или «нет».
  • Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.
  • Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах.
  • Лишайники быстро растут.
  • Из лишайников изготавливают краску.
  • Лишайники поселяются только на плодородных почвах.


Лишайник – польза или вред дереву?



Лиша́йники (лат. Lichenes ) - симбиотические

ассоциации грибов

и микроскопических зелёных

водорослей и/или цианобактерий


Гетеротрофный компонент

лишайника

Автотрофный компонент лишайника

Тело лишайника называется СЛОЕВИЩЕ


ТИПЫ СЛОЕВИЩ

листоватые

кустистые

накипные





Лишайники – пионеры суши.

В хороших условиях, с оптимальными влажностью

и температурой,

лишайники растут на несколько сантиметров в год.



Лишайники являются индикаторами

чистоты атмосферного

воздуха


Значение лишайников

  • Лишайники являются организмами-

индикаторами (биоиндикаторы)

для определения условий окружающей среды,

в частности,

качества воздуха (лихеноиндикация)

2. Вносят существенный вклад

в процессы почвообразования


3. Особенно важна роль лишайников в жизни

животных в условиях Крайнего Севера,

где растительность редка,

в зимние месяцы они составляют

около 90 % от рациона оленей.

Особенно важен для оленей ягель (олений мох) (Cladonia),

который они при помощи копыт достают даже из-под снежного покрова

Гнездо бурокрылой ржанки, сделанное из лишайника


4 . С давних пор используются

лишайники и как лечебное средство, на это указывал ещё Теофраст.

Лишайники находят применение в народной медицине, они содержат также широкий спектр ингредиентов, представляющих интерес для фармацевтики

В уснее (Usnea) был обнаружен антибиотик усниновая кислота, применяемый для лечения кожных и других болезней


Блюдо из съедобного лишайника бриории Фремонта (Bryoria fremontii)


Интернет-ресурсы

1. http://i025.radikal.ru/0912/0d/ef114160e157.gif

2. http://i070.radikal.ru/1208/8a/88855d447e55.jpg

3. https://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1266&bih=890&q=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&oq=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&gs_l=img.1.2.0l10.1470.3931.0.8022.9.5.0.4.4.0.121.566.0j5.5.0.msedr...0...1ac.1.60.img..0.9.578.ZtcSVFpyjOQ#newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&q=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&imgdii=_

4. http://facepla.net/the-news/nature-news-mnu/2484-moss.html

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

6. https://fotki.yandex.ru/next/users/nataorch/view/102327

7. http://gribisrael.narod.ru/Species_List/Lichens/Lichenes.htm

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%F8%E0%E9%ED%E8%EA%E8

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BE%D0%BD_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

10. http://www.ksist.ru/index.php?newsid=39

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%8F

Актуализация знаний I.Работа с тестами. Выберите правильные ответы: 1. К съедобным грибам относятся: А. Сыроежка Б. Масленок В. Мухомор Г. Гриб трутовик 2.Грибы сближает с животными: A. Питаются готовыми органическими веществами Б. Содержат в оболочках клеток хитин B. Поглощают питательные вещества путем всасывания Г. Накапливается в клетках гликоген













Тип лишайников Особенности строения Примеры Накипные Леканора, лицедея Листовые Пармелия, ксантория КустистыеКладония, ягель, уснея 1.Самостоятельная работа учащихся -Пользуясь текстом учебника S13,заполните таблицу «Строение лишайников с различным типом слоевища»
















Упражнения для снятия общего утомления И. п. – основная стойка. 1. – присесть, руки вперед. 2. – руки сомкнуть над головой. 3. и.п. – выдох. При выполнении, тянуться вверх. 4,5. - подъем на носки, руки вверх, вдох 6,7. – присесть, руки в стороны, выдох 8 - И.п.
























IV.Рефлексия. Теперь наш урок подходит к концу и мне бы хотелось услышать, что нового и интересного вы сегодня узнали. Я сегодня на уроке Про лишайники узнала, И от этого намного Образованнее стала, И теперь как выйду в сопки, И вокруг я погляжу, Я о северной природе Очень грамотно сужу. Знаю, что такое ягель, И в лишайниках я – ас, Не желаете послушать? Расскажу про них сейчас. Гриб и водоросль вместе Очень дружно так живут, Образуют слоевище. Их лишайники зовут.


Тест по теме «Лишайники» Выберите ОДИН правильный ответ 1. Наука о лишайниках называется А) Ботаника Б) Альгология В) Бриология Г) Лихенология. 2. Лишайники - это А) Растения Б) Животные В) Особая группа симбиотических организмов 3.Слоевище лишайников состоит из А) Водорослей и бактерий Б) Бактерий и грибов В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей


4. Лишайники могу селиться А) На любом неподвижном субстрате Б) Только на почве 5. Что получает водоросль от гриба? А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух Г) Минеральные вещества. 6.Что получает гриб от водоросли в симбиозе? А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух


7.Самостоятельно может существовать А) Водоросль, отделенная от гриба Б) Гриб, отдельно от водоросли 8.Как размножаются лишайники А) Нитями грибницы Б) Семенами В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника. 9.Каков прирост слоевища ягеля за год А) 1-3 мм Б) 5 мм. В) 10 мм.


V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: S13, ответить на вопросы в начале и в конце S13. Творческое задание: 1группа: придумать стихотворение о лишайниках. 2группа: Попробовать получить краску из лишайников. Для этого нужно найти лишайник стенную золотянку. (Он чаще всего встречается на стенах старых домов, на камнях.) Отделить его от субстрата и измельчить. Раскрошенный лишайник положить в колбу с раствором пищевой соды, понаблюдать 3-5 мин и отметить, что раствор приобретает ярко-красный цвет. Профильтровать его и попробовать окрасить им бумагу или ткань. Результаты записать в тетради. 3группа: подготовить презентацию об использовании лишайников человеком


Использованная литература, интернет ресурсы 1 А.А. Калинина.Поурочные разработки по биологии:6кл- М.:ВАКО,2011,- 384с-(В помощь школьному учителю) 2.Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник.М: Дрофа,2002. «Биология. Бактерии, грибы, растения.» 6класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя стих про лишайника. Статьи Фестиваля «Открытый урок»Лишайники". 7-й класс Французова Алёна Викторовна, учитель биологии 6. Елена Михайловна Бенуж. Пособие. Тесты по биологии. 6 класс


Мультимедийные средства обучения 1. С.Н. Лебедев.-М.:Глобус, с. - (Современная школа). Методическое пособие с электронным приложением 2.Электронный атлас для школьника «Ботаника.6-7класс».- «Новый диск»,2004.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

учитель биологии Деларова Е.В. Лишайники

«Растение-сфинкс»

Лишайники – это симбиотические представители царства грибов. Внутреннее строение лишайников: лишайники это симбиотические организмы, их тело состоит из водоросли и гриба. Тело или таллом представлен переплетающимися грибными нитями и одноклеточными зелеными или сине-зелеными водорослями. На грибных нитях иногда образуются присоски, которые проникают внутрь водорослей.

Питание лишайников водоросль гриб Воду и минеральные вещества органические вещества

формы лишайников

Классификация лишайников по строению слоевища: Лишайники накипные листоватые кустистые Калоплака Омфалина Кладония

Накипная форма Накипные выглядят как тонкая мелкозернистая корочка, плотно покрывающая камни или древесную кору. Считается, что это наиболее примитивный тип этих организмов.

Листоватая форма Более развитые лишайники уже не лепятся к субстрату всем своим слоевищем. Они имеют вид более или менее оформленного листа, часто с многочисленными лопастями и бахромками и обычно прикрепляются с помощью короткой и толстой «подошвы». При этом их края относительно свободны, и слоевище довольно легко отделяется. Лишайники такого типа называют листоватыми.

Кустистая форма Самые сложные по своему строению - кустистые лишайники. Они не стелятся по субстрату, а создают вертикально поднимающиеся или, наоборот, свисающие вниз образования, которые называются подециями. Подеции могут выглядеть как рога, бокальчики или даже целые бороды, состоящие из тонких длинных нитей

«Голосеменные растения» - Где у голосеменных растений располагаются семена? В шишках на твердых чешуях располагаются семена. Хвойные – растения, имеющие видоизмененные листья – хвою. Что такое хвоя? К голосеменным растениям относят хвойные растения. Биология. 7 класс. У зрелой коричневой шишки чешуи раскрываются. Из древесины сосны изготавливают искусственных шелк, а из ели – бумагу.

«Высшие споровые растения» - Характеристика высших растений. Плауновидные. Споровые растения. Общая характеристика подцарства высшие растения. Вегетативные органы. Цветок. Постэмбриональный. Эмбриональный. Вегетативные. Спорангий. Хвощевидные. Высшие и низшие растения. Плод. Папоротниковидные. Внутреннее строение. Тема урока. Корень.

«Семядоля» - Цветок. Семейство сложноцветных или астровых. Однодольные. Из пестиков цветка малины образуются сочные костянки - элементы плода - многокостянка. Плод - стручок или стручочек. Воронковидные. Плод – коробочка (табак, душистый табак, петуния, белена). Соцветие – кисть. Плод – ягода (паслён, томаты, картофель, перец).

«Строение цветковых растений» - Цветок – орган цветкового растения, состоящий из лепестков венчика, тычинок и пестика. Плод. Цветок. Корень – подземный орган растения. Вопросы к теме. Внешнее строение цветкового растения. Биология, 7 класс. Из какого органа растения образуется плод? Корень. Семя – орган размножения семенных растений.

«Признаки лилейных» - А, г, д, е б, в, д, е в в, г а, в б. Яблоко на яблоне. Кочан капусты. Познакомимся с растениями семейства Лилейные. Птицемлечник. Купены многоцветковая и лекарственная. Рябчик русский. Автор Рачко С.Н., учитель биологии высшей категории МОСШ №29 г. Нижневартовск. Строение цветка. Отгадайте растения.

«Класс Двудольные» - Многие астровые образуют подушковидные формы. Двудольные – самые многочисленные среди цветковых. Семейство Крестоцветные (Капустные). Презентация предназначена для уроков биологии в 6 и 7 классах. Семейства двудольных растений. Цветки часто собраны в соцветие – кисть. Левка. Листья образуются сложные.

Всего в теме 13 презентаций

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Финансовые ответы и вопросы