Финансовые ответы и вопросы

В учебном пособии представлена анатомия человека как целостная биологическая система, раскрыты основные закономерности роста и развития организма человека. Показано соответствие физических нагрузок функциональным возможностям организма, описаны возможные функциональные нарушения у детей и подростков и их коррекция.

ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ.
Для понимания индивидуальных особенностей строения тела человека необходимо познакомиться с развитием человеческого организма во внутриутробном периоде. Дело в том, что каждый человек имеет свои индивидуальные особенности внешнего облика и внутреннего строения, наличие которых определяется двумя факторами. Это наследственность, черты, унаследованные от родителей, а также результат влияния внешней среды, в которой человек растет, развивается, учится, работает.

Во внутриутробном периоде, от зачатия и до рождения, в течение 280 суток (9 календарных месяцев) зародыш (эмбрион) располагается в теле матери (от момента оплодотворения и до рождения). В течение первых 8 недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период получил название эмбрионального (зародышевого), а организм будущего человека - эмбрион (зародыш). С 9-недельного возраста, когда начинают обозначаться основные внешние человеческие черты, организм называют плодом, а период - плодным (фетальным - от греч. fetus - плод).

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Пренатальный онтогенез
Постнатальный онтогенез
СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
Клетки: строение, химический состав и функции
Размножение (деление) клеток. Клеточный цикл
Ткани, органы, системы и аппараты органов
Эпителиальная ткань
Соединительная ткань
Скелетные ткани
Кровь и ее функции
Мышечные ткани
Нервная ткань
Органы, системы и аппараты органов
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
Общая характеристика аппарата опоры и движения
Скелет
Классификация и строение костей
Развитие и рост костей. Возрастные изменения костей
Соединения костей скелета
Классификация суставов
Возрастные и функциональные изменения соединений костей
Кости туловища и их соединения
Соединения позвонков. Позвоночный столб
Движения позвоночного столба
Возрастные особенности позвоночника
Грудная клетка
Возрастные особенности грудной клетки
Череп
Кости мозгового отдела черепа
Кости лицевого отдела черепа
Соединения костей черепа
Череп в целом (топография черепа)
Череп новорожденного
Возрастные и половые особенности черепа
Скелет конечностей
Кости верхних конечностей и их соединения
Кости нижних конечностей и их соединения
Развитие и возрастные особенности скелета конечностей. Мышечная система
Строение и функции скелетных мышц
Классификация скелетных мышц
Вспомогательные аппараты мышц
Работа и сила мышц
Мышечный тонус и утомление мышц
Мышцы тела человека
Мышцы головы
Мимические мышцы
Жевательные мышцы
Мышцы шеи
Мышцы и фасции туловища
Мышцы спины
Мышцы груди
Мышцы живота
Мышцы промежности (тазового дна)
Мышцы и фасции конечностей
Мышцы верхней конечности
Мышцы нижней конечности
Развитие и возрастные особенности скелетных мышц
УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННОСТЯХ (СПЛАНХНОЛОГИЯ)
Пищеварительная система
Полость рта
Язык
Зубы
Слюнные железы
Глотка
Пищевод
Желудок
Тонкая кишка
Толстая кишка
Печень
Желчный пузырь
Поджелудочная железа
Брюшина и брюшинная полость
Развитие и возрастные особенности пищеварительной системы
Пищевые продукты и питательные вещества
Типы пищеварения
Всасывание
Пищеварение в полости рта
Пищеварение в желудке
Пищеварение в тонкой кишке
Пищеварение в толстой кишке
Дыхательная система
Полость носа
Гортань
Трахея и бронхи
Легкие
Плевра
Средостение
Возрастные особенности органов дыхания
Дыхание
Механизм вдоха и выдоха
Газообмен в легких
Транспорт газов кровью
МОЧЕПОЛОВОЙ АППАРАТ
Мочевая (мочевыделительная) система
Почки
Почечные чашки. Лоханка. Мочеточники
Мочевой пузырь
Мочеиспускательный канал
Возрастные особенности органов мочевой системы
Механизмы образования и выведения мочи
Физические и химические свойства мочи
Половая система
Мужские половые органы
Внутренние мужские половые органы
Наружные мужские половые органы
Возрастные особенности мужских половых органов
Женские половые органы
Внутренние женские половые органы
Наружные женские половые органы
Возрастные особенности женских половых органов
Половые клетки. Сперматогенез и овогенез
Овуляция и менструальный цикл
Плацента
ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ И ИММУННОЙ СИСТЕМЫ. ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Центральные органы иммунной системы
Костный мозг
Тимус
Периферические органы иммунной системы
Миндалины. Лимфоидные узелки
Аппендикс
Селезенка
Лимфатические узлы
Лимфатическая система
ЭНДОКРИННЫЙ АППАРАТ
Гормоны (функции, механизм действия, регуляция секреции гормонов)
Классификация, строение и функции желез внутренней секреции
Гипофиз, гормоны гипофиза
Щитовидная железа
Паращитовидные железы
Надпочечники
Эндокринная часть половых желез
Эндокринная часть поджелудочной железы
Шишковидное тело
Одиночные гормонопродуцирующие клетки
Морфологическое и функциональное становление эндокринного аппарата в онтогенезе
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА
Сердце
Возрастные особенности сердца и перикарда
Работа сердца
Кровеносные сосуды тела человека
Артерии большого круга кровообращения
Вены большого круга кровообращения
Возрастные особенности кровеносных сосудов
Движение крови по сосудам
Регуляция функций сердечно-сосудистой системы
НЕРВНАЯ СИСТЕМА (ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ)
Функции нервной ткани
Центральная нервная система
Спинной мозг
Функции спинного мозга
Головной мозг
Продолговатый мозг
Мост
Мозжечок
Средний мозг
Промежуточный мозг
Конечный мозг
Базальные ядра и белое вещество конечного мозга
Структурно-функциональная организация новой коры и базальных ядер полушарий большого мозга
Лимбическая система и ретикулярная формация
Проводящие пути головного и спинного мозга
Возрастные особенности структуры и функций органов нервной системы
Оболочки спинного и головного мозга
Возрастные особенности оболочек головного и спинного мозга
Высшая нервная деятельность
Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Методы исследования высшей нервной деятельности
Мотивации и эмоции
Безусловные рефлексы. Инстинкты
Условные рефлексы
Сон
Механизмы памяти
Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
Типы нервной деятельности
Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека
Периферическая нервная система
Черепные нервы
Спинномозговые нервы
Автономная (вегетативная) нервная система
ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ
Орган зрения. Зрительный анализатор
Вспомогательные органы глаза
Оптическая система глаза
Проводящий путь зрительного анализатора
Развитие и возрастные особенности органа зрения
Органы слуха и равновесия (преддверно-улитковый орган)
Орган слуха
Восприятие звука
Проводящий путь слухового анализатора
Орган равновесия (вестибулярный аппарат)
Проводящий путь вестибулярного анализатора (органы равновесия)
Развитие и возрастные особенности органа слуха и равновесия
Органы вкуса и обоняния
Орган вкуса. Вкусовой анализатор
Орган обоняния и его анализатор
Кожа и ее производные
Кожные анализаторы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Цель: рассмотреть в чём заключаются особенности развития человека в подростковом возрасте, каково значение личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья.

Подростковый возраст - период жизни человека с 12-13 до 18 лет. Это возраст, когда происходит биологическая, психическая и социаль­ная перестройка организма, ведущая к зрелости.

Грани перехода от детства к зрелости условны. Так, древнерусское сло­во «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. « Отрок» в букваль­ном смысле означало «не имеющий права говорить». В словаре В. Даля подросток определяется как «дитя на подросте» - около 14-15 лет, а юноша - как «молодой», «парень от 15 до 20 лет и более ».

В это время совершается перестройка деятельности всех органов и систем. Происходит быстрый рост тела, всех органов и тканей, что обусловле­но главным образом влиянием половых гормонов и гормона щитовидной железы. Однако темпы роста разных частей тела неодинаковы. Больше все­го заметно увеличение длины рук и ног. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят.

Развитие организма - сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качествен­ными структурными изменениями во многих органах и тканях.

Основными внешними показателями физического развития подростка является длина, масса тела и окружность грудной клетки. Большое значе­ние имеют также состояние осанки, степень развития мускулатуры, мышеч­ный тонус, развитие подкожной жировой клетчатки.

В подростковом периоде окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека. В этот период у мальчиков начинают проявляться контуры мускулатуры спины и груди, ис­чезает округлость контуров, свойственная детскому возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увели­чивается мышечная масса в связи с усиленным развитием мышц туловища и конечностей.

У девочек, наряду с ростом и развитием мышечной системы, подкож­ный жировой слой с возрастом равномерно нарастает, у них заметнее уве­личивается верхняя часть туловища, шире становятся бёдра, отчего фигура девочки выглядит более округлой. Сроки начала полового созревания и его завершения различны не толь­ко у детей разного пола, но и у детей одного пола.

В подростковом возрасте могут возникнуть различные функциональные расстройства органов. Часто в этом возрасте наблюдается повышение кровяного артериального давления, сердцебиение, учащение пульса, иногда одышка, головная боль. Чаще отклонения в работе сердечно-сосудистой системы отмечаются у подростков с ограниченной двигательной актив­ностью, не занимающихся регулярно физической культурой, или, наоборот, при чрезмерных физических нагрузках, не соответствующих возрасту.

Нередко в подростковом возрасте при интенсивном чтении, работе с компьютером и умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения. При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении мо­гут возникать головокружения, неприятные ощущения в области сердца, жи­вота, в ногах. Причиной этих расстройств может быть психическое и физи­ческое перенапряжение.

Итак, знание закономерностей своего развития в подростковом возрас­те является основой для формирования системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, подготовки к полноценной взрослой жизни. При этом систему здорового образа жизни нужно строить с учётом не только общих физиологических, но и индивидуальных особенностей. Тем самым вы обеспечите гармоничное развитие своего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 27.Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте. (7 класс)

Презентация иллюстрируют материал из учебника «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова (Стресс, его влияние на человека). Согласно календарн...

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"...

Чувство взрослости у молодого человека в подростковом возрасте

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равнопр...

Гигиена мальчика, подростка, юноши.

МОУ «Тимшерская средняя общеобразовательная школа»




  • Половое развитие начинается с того что гипофиз (небольшая железа в головном мозге, которая управляет всеми хим. процессами в организме) организует выработку половых гормонов.
  • В этот период происходит усиление потоотделения, и пот при этом приобретает характерный запах. Пот задерживается на отрастающих волосах и затем разлагается.

Помимо того, что это ведет к неприятному, порою весьма интенсивному запаху, это самым непосредственным образом способствует и ухудшению здоровья.


Для предотвращения всего этого необходимо ежедневно соблюдать личную гигиену

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

подростка

УХОД ЗА КОЖЕЙ И ВОЛОСАМИ

ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

Гигиена ротовой полости

Гигиена мужских половых

органов

Правила личной гигиены

в течение дня


УХОД ЗА КОЖЕЙ И ВОЛОСАМИ

Правильный уход за кожей необходим для предотвращения её воспалительных заболеваний, преждевременного старения.

Для этого необходимо кожу открытых частей тела мыть водой с мылом ежедневно, закрытых – не реже одного раза в неделю.


УХОД ЗА КОЖЕЙ И ВОЛОСАМИ

Хорошие волосы на голове являются важным достоинством человека, и правильный уход за ними полностью себя оправдывает.

ПРОБЛЕМЫ С ВОЛОСАМИ :

  • ОЧЕНЬ ЖИРНЫЕ
  • ПЕРХОТЬ

Следует испробовать несколько разных сортов шампуни и подобрать тот, при котором волосы лучше промываются и не происходит раздражения кожи головы, признаками которого являются зуд и перхоть.

В борьбе с проблемами средство – Чистота и еще раз чистота!


УХОД ЗА КОЖЕЙ И ВОЛОСАМИ

Кстати, РАСЧЕСКИ – это отдельная тема!

Заведи себе отдельные расчески (можно не одну), так как иногда перхоть носит инфекционный характер, то есть вызывается грибком.

Расчесывать волосы следует от поверхности кожи кнаружи, и лишь длинные – начиная с концов.


УХОД ЗА КОЖЕЙ И ВОЛОСАМИ

ПОЙДУТ ЛИ ТЕБЕ УСЫ?

Первая растительность на лице – мягкая и почти бесцветная. Она не бросается в глаза и не мешает жить.

А вот если ты начнешь её сбривать, тебе придется делать это регулярно – сбритые волоски становятся жестче и темнее.


УХОД ЗА КОЖЕЙ И ВОЛОСАМИ

Где еще пригодится бритва?

Юноши и мужчины просто обязаны сбривать или хотя бы подстригать волосы под мышками.

Соблюдать чистоту в этой части тела, пользоваться дезодорантами и следить, чтобы запах пота не появился.

Девушкам приятно, когда от их кавалеров хорошо пахнет.


НЕ следует пренебрегать и уходом за ногтями.

Прежде всего, их следует регулярно стричь.

Скорость роста ногтей на руках составляет примерно 1мм в неделю, на ногах – в 3-4 раза меньше.

Обстригать лучше после мытья рук и ног: от воды с мылом ногти размягчаются и при обстригании обрезаются легче. Не трескаясь.


  • Чистить зубы зубной щеткой и зубной пастой не менее двух раз в день.
  • Приводить ротовую полость в порядок после каждого приема пищи
  • Беспокоиться о промежутках между зубов, используя зубную нить
  • Регулярно посещать стоматолога

Правильная гигиена ротовой полости обеспечивает здоровье зубам на 85-90 %, и таким образом, это сокращает потребность лечения зубов на 75-80 % в будущем.


Гигиена мужских половых органов

2-3 раза в неделю стоит устроить «генеральную уборку»

  • Избегать попадания капель мочи на трусы
  • Чаще менять нижнее белье
  • Не пользуясь бельем из синтетики – оно плотно обтягивает тело и затрудняет теплообмен, что вызывает появление сыпи.

Выполняя элементарные правила по гигиене гарантированно будешь избавлен от неприятных запахов, раздражения кожи и других неприятностей.


ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

Главная функция одежды – защита тела от метеорологических воздействий (холод, тепло, дождь и т.д.) и загрязнений.

Одежда должна быть достаточно пористой, обладать способностью быстро поглощать и отдавать влагу, легко очищаться от загрязнений.


ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

Летняя одежда


ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

  • На холодный период

ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

  • Нательное белье служит своеобразной "промокашкой"; поглощает пот, жир, минеральные соли, освобождает кожу от омертвевших клеток. Все это помогает кожному дыханию.
  • В настоящее время в ткани добавляют синтетическое волокно, отчего они меньше мнутся, выглядят наряднее, но хуже очищают кожу

ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

  • Обувь должна быть удобной, соответствовать ноге, ее размеру. конфигурации, должна соответствовать роду деятельности человека, климату, погоде.
  • Узкая, не удобная обувь может быть причиной образования на ногах болезненных мозолей, трещин.

ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

  • Одежду необходимо регулярно стирать, подвергать химической чистке; обувь – дезинфицировать, сушить.
  • Недопустимо пользование чужой одеждой и обувью .

Правила личной гигиены

в течение дня

Утро :

умойся,

почисти зубы,

причешись.

День :

в течение дня мой

руки перед - едой,

после уборки комнаты,

туалета,

игр, прогулки,

общения с животными,

работы на огороде,

поездки в транспорте.

Вечер :

перед сном

вымой руки,

лицо, шею,

почисти зубы,

прими теплый

и обязательно

вымой ноги.


В период полового созревания у тебя есть все шансы сделать свое тело красивым и спортивным.

Дело в том, что интенсивные физические нагрузки замедляют выработку женских гормонов, но стимулируют выработку мужских!


  • Интернет ресурсы.
  • В семье сын и дочь.

А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов; Москва 1995.

  • Лучшая книга про тебя и твое тело.

В.В.Голувина; Санкт-Петербург 2010.

Спасибо за внимание.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Особенности зрения у новорожденных На 3-й недели внутриутробного развития происходит закладка глаза. При рождении ребенка визуально можно видеть, что глаза ребенка относительно больше массы тела. зрение новорожденного подчиняется формуле 20/100 - это означает, что кроха может видеть предмет, если тот находится на расстоянии 20–30 см от его лица и на уровне глаз - не больше. Малыш видит предметы несколько размытыми. Первые две недели малыш видит очень плохо, его глазки способны различать только цвета только на уровне "ярче–темнее" - это происходит потому, что мышцы глазок крохи еще очень слабые, кроме того, не сформированы до конца и нейронные связи между зрительным нервом и затылочной частью коры головного мозга. Движения глаз при появлении на свет еще не скоординированы. С каждым днем кроха учится фокусировать зрение на интересных ему объектах. У новорожденных малышей глазки могут немного косить: сходиться "в кучку" или разбегаться в разные стороны - впоследствии это должно пройти. И только ко 2 неделе можно наблюдать у ребенка так называемое «зрительное сосредоточение». Слежение взором за предметом или движущимся объектом функционирует ко 2 месяцу, а в 3 месяца уже развито бинокулярное зрение, то есть ребенок фиксирует взглядом предмет и прослеживает его движение двумя глазами. Реакция зрачка на свет проявляется у плода уже в 6 месяцев. Некоторые исследователи считают, что в период первых недель малыш видит «плоскую» картинку, отсутствует эффект перспективы, и она перевернута. всем новорожденным присуща дальнозоркость, вот почему они лучше видят удаленные предметы. Небольшая ширина поля зрения позволяет младенцу видеть только предметы "перед собой", если же переместить их вбок от лица крохи - он перестанет их видеть. Способность поднимать и опускать глаза, чтобы видеть предмет в вертикальной плоскости придет к нему чуть позже - ближе к четвертому месяцу жизни.

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Слайд 28

Описание слайда:

Описание слайда:

Особенности сердца грудного ребенка У детей происходит непрерывный рост и функциональное совершенствование сердечно-сосудистой системы. Сердце новорожденного имеет уплощенную овальную или шарообразную форму из-за недостаточного развития желудочков и сравнительно больших размеров предсердий. В связи с высоким стоянием диафрагмы сердце новорожденного расположено горизонтально. Правый и левый желудочки одинаковы по толщине, их стенки равны 5 мм. Сравнительно большие размеры имеют предсердие и магистральные сосуды. У детей раннего возраста мышца сердца недифференцированна и состоит из тонких, плохо разделенных миофибрилл, которые содержат большое количество овальных ядер. Поперечная исчерченность отсутствует. Неравномерно растут и отделы сердца. Левый желудочек значительно увеличивает свой объем, уже к 4 месяцам он по весу вдвое превышает правый. Косое положение сердце принимает к первому году жизни. К концу первого года вес сердца удваивается. У детей сердце расположено выше, чем у взрослых. Масса сердца у мальчиков в первые годы жизни больше, чем у девочек. Только к 10–14 годам сердце приобретает такую же форму, что и у взрослого человека.

Описание слайда:

Особенности дыхательной системы ребенка Нос, как и вся лицевая часть черепа, у ребенка раннего возраста имеет относительно малые размеры. Носовые ходы узкие. Нижний носовой ход у детей 1-го года жизни почти отсутствует, так как нижняя раковина выступает в виде небольшого валика. Хоаны относительно узки, что предрасполагает к ринитам. Слизистая оболочка носа у детей раннего возраста имеет нежную структуру. Она богато снабжена мелкими кровеносными сосудами, в связи с чем даже небольшая гиперемия ведет к ее набуханию и еще большему сужению носовых ходов, что затрудняет дыхание через нос. Слезно-носовой проток в раннем возрасте широкий, что способствует проникновению инфекции из носа и возникновению конъюнктивитов. У новорожденных лимфатическое кольцо развито недостаточно. У детей 1-го года жизни миндалины расположены глубоко между дужками и не выступают в полость зева. Гортань у новорожденных и детей раннего возраста, по сравнению со взрослыми, относительно короткая и широкая, воронкообразной формы, с нежными, податливыми хрящами и тонкими мышцами. Расположена она высоко. Гортань растет особенно интенсивно на 1-м году жизни и в период полового созревания. Трахея у новорожденного располагается несколько выше, чем у взрослого Бронхи являются продолжением воздухопроводящих путей. На первом году жизни число мышечных бронхов невелико.

Слайд 33

Описание слайда:

Слайд 34

Описание слайда:

Слайд 35

Описание слайда:


Возрастные особенности подростков.

Педагог –психолог МОУ «СОШ №13» г.Железногорск Курская обл.

Канищева Е. А.


Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли…

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.


Мамы и папы!

Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.


  • Неуверенность в себе
  • Тревожность
  • Сомнения в собственной значимости для родителей и друзей
  • Агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя
  • Эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие

Период полового созревания

Снижение

работоспособности

Снижение

интереса к учебе

Невнимательность,

рассеянность

Вспыльчивость

Повышенная

чувствительность



Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса .


Новый образ физического «Я»

Резко повышается интерес к своей внешности:

  • Ребенок остро переживает все изъяны внешности , действительные и мнимые
  • Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает , а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
  • Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность

Развитие самосознания

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания :

чувство взрослости

« Я-концепция »


Чувство взрослости

отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком


Как проявляется чувство взрослости подростка?

  • В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому
  • В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей

Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию

Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы


  • Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
  • Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:

взаимная поддержка,

помощь в случае нужды,

уверенность в друге и доверие к нему,

защита друга в его отсутствие,

принятие успехов друга,

эмоциональный комфорт в общении.

Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения

Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю

«Один за всех и все за одного»


Формируется «Я - концепция» ребенка

Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания

Внутренний мир

  • Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
  • Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть

Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники , которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии

Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой




Общение со сверстниками

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями

  • Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение
  • Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
  • «Счастье – это когда тебя понимают»
  • Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде

Неформальные группы

  • Взаимная симпатия
  • Общие интересы, занятия
  • Способы развлечений, место проведения свободного времени


Общение со взрослыми

  • Влияние родителей уже ограничено
  • Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
  • Для подростков характерно стремление к эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых:

нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,

они испытывают сильное желание быть самостоятельными,

равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.



  • Дайте свободу. Непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
  • Никаких нотаций. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон. Поймите: ребёнок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Ничего никому не удавалось доказать с помощью скандала.

4. Уступает тот, кто умнее. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребёнок учится у нас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети тонкие психологи.


  • Чтобы его любили
  • Понимали
  • Признавали
  • Уважали
  • Чтобы он был кому-то нужен и близок
  • Чтобы у него был успех в делах, учебе
  • Чтобы он мог реализовать себя
  • Развивать свои способности
  • Совершенствоваться
  • Уважать себя

  • Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару.
  • Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.

  • Помогайте, когда он просит вас об этом.
  • Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т.д.
  • Делитесь своими чувствами. Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.

  • Чаще используйте приветливые фразы. Например: "Мне хорошо с тобой", "Я рада тебя видеть", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе соскучилась", "Давай (посидим, поделаем...) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Как хорошо, что ты у нас есть"...

  • Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.
  • Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.

  • Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки "взрослые" подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.

Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.



Наградой вам будут доверие, уважение и любовь.

А это так важно…


«Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».

Бенджамин Спок

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Финансовые ответы и вопросы