Финансовые ответы и вопросы


Естественные и искусственные биоценозы

учитель: Анчухина Т.С.


  • Раскрыть понятие «биоценоз»;
  • Что значит искусственный и естественный биоценоз;
  • Изучить компоненты биоценоза

БИОЦЕНОЗ -

биос - жизнь

койнос - общий

совокупность взаимосвязанных

между собой

живых организмов,

обитающих в данной местности


Виды биоценозов

Естественные

Искусственные


Виды биоценозов

Естественные

Искусственные

(созданы человеком)

  • Водоем
  • Степь
  • Аквариум
  • Огород



Наиболее богаты видами тропические леса. Здесь на 1 м 2

приходится несколько сотен тысяч растений и животных.


Устойчивость биоценозов обеспечивается ярусностью.

  • Пространственная

ярусность

  • Временная

ярусность


ярусностью (этажами)

1. Пространственная ярусность характерна и для животных, и для растений. Каждый ярус освоен особями своего вида, но это не мешает различным животным находиться и в других ярусах. Однако, основные этапы жизни животных проходят в определенных ярусах. Например, гнезда птиц расположены в одних ярусах, а поиск корма может происходить в других.


Ярусность в биоценозе


Устойчивость биоценозов обеспечивается ярусностью (этажами)

2. Временная ярусность происходит в связи с особенностями питания, строительством гнезд и домиков, размножением. Например, сроки прилета птиц зависят от наличия кормов. Кроме того, в случаях длительных холодов птицы долго не приступают к строительству гнезд и откладыванию яиц.


В естественных биоценозах долго сохраняется видовой состав, и между различными видами устанавливаются определенные отношения.

Биоценоз

Продуценты

Консументы

Редуценты







Физминутка. Раз, два, три, четыре. Биосемьи изучили, Много нового узнали И немножечко устали. Мы глазами повращаем, Головою покачаем. Руки, ноги потянули, Хорошенечко вздохнули, Наклонились раз и два. Не кружится голова? Ну, коль с вами все в порядке, Поработаем в тетрадке.





Домашнее задание

Учебник § 53, выучить новые слова с определениями, РТ с 133 № 5,6,7


Презентация на тему "Биоценоз" по биологии в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 6 класса рассказывается о том, что такое биоценоз, о его составе и видах. Автор презентации: Воеводская В.Г., учитель.

Фрагменты из презентации

Биоценоз

  • биос - жизнь
  • койнос - общий
  • совокупность взаимосвязанных между собой живых организмов, обитающих в данной местности

Состав биоценоза

    • 99,2% - растения
    • 0,8% - другие организмы
  • океана
    • 93,7% - животные и микроорганизмы
    • 6,3 - остальные организмы
  • Наиболее богаты видами тропические леса. Здесь на 1 м2 приходится несколько сотен тысяч растений и животных.
  • Большинство живых организмов обитает в приповерхностном слое океана

Ярусность в биоценозе

Биомасса – общее количество живого органического вещества, выраженное в единицах массы.

Виды биоценозов

  • Естественный биоценоз – это тот, который создала природа. Например, озеро, лес, водоём.
  • Искусственный биоценоз – это тот, который создал человек. Например, сад, огород, аквариум.

Вывод

Вот и ответили мы на вопрос –
«Что же такое биоценоз?»
Здесь все семьёю одною живут,
Дышат, питаются, даже растут.
Все приловчились, порядок везде,
Всё по закону «Ты – мне, я – тебе»
Если вдруг с кем-то случилась беда –
Нечего плакать, такая судьба.
В целом, у каждого доля своя,
В этой системе есть где-то и я.
  1. Биоценозы очень сложны, в них имеется много параллельных и сложно переплетенных цепей питания.
  2. Общее число видов измеряется сотнями и даже тысячами. Чем больше видовое разнообразие, тем биоценоз устойчивее.
  3. Биоценозы бывают естественными и искусственными. Искусственные – неустойчивые, там будет расти только то, что посадил человек, будут жить только несколько видов животных.

7 класс

Тема урока: « Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение»

Задачи урока:

Обучающие : Сформировать представление о многообразии голосеменных растений, установить их роль в биосфере и жизни человека.

Развивающие : Развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезу, решать творческие задачи.

Воспитательные : Формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Технология развития критического мышления.

Урок включает 3 стадии: вызов – осмысление – рефлексия.

На стадии рефлексии учащиеся решают творческие задачи (ТРИЗ).

Стратегия урока : «Зигзаг-1».

Оборудование и материалы : Тексты о голосеменных растениях, гербарный материал, фотографии растений, карточки - задания, презентационные карточки, карточки с задачами.

Ход урока.

1.На стадии вызова учащимся предлагается вставить недостающее слово (названия голосеменного растения) в предложение. Карточки с «загадками» висят на доске.

От века в семечке заложен шум ветвей,

Но __________ не знает, что родится скрипкой. (Ель)

Величав ее сказочный рост,

Да она и растет на горе.

По ночам она шарит меж звезд

И пылает огнем на заре. (Сосна)

Растение в себе содержит время,

Как форму листьев, запах, цвет и сок. (Гинкго)

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей,

И корни ядом напоила. (Тис)

Шатер раскинув навесной,

Покрытая загаром,

__________смолой исходит в зной

И пахнет скипидаром. (Сосна)

Ребята высказывают свои предположения, пытаются аргументировать ответы.

2.На стадии осмысления класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся в группе получает свой текст и карточку - задание. Ребенок работает со своим текстом, выделяет главное, обращает внимание на вопросы, затронутые в карточке.

Примечание. Учитель предложил тексты о сосне, лиственнице, тисе, гинкго, ели. Тексты подбирает учитель. Количество текстов равно количеству учащихся в группе.

Карточка - задание. (Такие же карточки для других растений)

Особенности биологии растения:

СОСНА.

Признаки

Особенности

Жизненная форма

Корневая система

Крона

Хвоя

Шишки

Экология растения.

Роль в природе.

Роль в жизни человека.

Практическое значение.

По окончании работы ребята переходят в другие группы- группы экспертов.

Стадия размышления (рефлексии): работа в группе экспертов.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме (по одному и тому же растению). В процессе обмена информацией ребятами заполняется карточка - задание и составляется рассказ по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Подготавливается карточка для презентации. Она большего размера по сравнению с рабочей карточкой.

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные рабочие группы. Вернувшись в рабочую группу, эксперт знакомит всех со своей темой, пользуясь своей карточкой. Ребята заносят информацию о растениях в таблицу в тетради.

Один из экспертов (его ребята выбрали заранее) от каждой экспертной группы проводит презентацию по своей теме. Презентационная карточка (большого размера) вывешивается на доске. Другие эксперты этой группы вносят дополнения, отвечают на вопросы.

Таким образом, ребята прослушивают информацию 2-ой раз. После такой работы каждый ребенок из группы может сообщить информацию о любом из изучаемых растений.

Прослушав информацию, учащиеся возвращаются к «загадкам», заданным им на стадии вызова и исправляют допущенные ошибки.

Эту стадию усиливаем решением творческих задач (ТРИЗ), которые ребята решают в режиме мозгового штурма. Карточки с задачами получает каждая рабочая группа. Нерешенные задачи учитель задает ребятам на дом.

Творческие задачи:

1) Ель очень чувствительна к беглым низовым пожарам, когда горят на земле хвоя, мох и трава. Почему?

2) Сосну часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?

3) Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу, где много мха и лишайников или в березовом? Почему?

5) У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?

6) Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?

7) В промышленных городах хвойные деревья гибнут быстрее лиственных. Объясните это явление.

8) Семена тиса, побывавшие в желудке птиц, прорастают лучше, чем опавшие. Почему так происходит?

9) В березовом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление?

10) Как-то в сосновый лес поздней осенью приехал ревизор. Увидев голые хвойные деревья, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный.

- А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- Природы.

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

Домашнее задание:

Обязательное задание для всех:

1. Стр. 66-72 учебника.

2. Ответить на вопросы после параграфа, стр. 72.

Творческое задание (по желанию):

Ответить на вопросы творческих задач, которые вызвали затруднения на уроке (задачи раздаются на листочках каждому ученику).


Биоценоз. Структура биоценоза 2 Биоценоз (от греч. bios – жизнь, koinos – общий) – исторически сложившаяся совокупность взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих экологически однородную среду обитания. Термин биоценоз впервые употребил немецкий гидробиолог К. Мебиус в 1877 г.


Биоценоз. Структура биоценоза 3 Карл Август Мёбиус (нем.Karl A.Möbius, 7 февраля 1825, Айленбург 26 апреля 1908, Берлин) немецкий зоолог и ботаник, один из родоначальников экологии, первый директор Музея естествознания в Берлине. В годах Мёбиус изучал экологию среды обитания устриц, главным образом для того, чтобы выяснить возможность разведения устриц в прибрежных зонах Германии. По этому вопросу Мёбиусом были написаны две работы: «Разведение устриц и мидий в прибрежных водах Северной Германии» (опубликована в 1870 году) и «Устрицы и устричные фермы», в которых он подвёл итог своих исследований разведение устриц в Северной Германии практически невозможно. Мёбиус подробно описал взаимодействия различных организмов, обитающих на побережьях, и ввёл понятие «биоценоз», ставшее ключевым термином синэкологии.






Биоценоз. Структура биоценоза 6 Место обитания биоценоза называется биотопом. Биотоп (от греч. bios – жизнь, topos – место) ­– участок территории с однородными условиями среды. Иногда в экологической литературе употребляют термин «экотоп». Экотоп – комплекс абиотических факторов окружающей среды без участия живых организмов.


Биоценоз. Структура биоценоза 7 Фитоценоз (от греч. phyton – растение, koinos – общий) – растительное сообщество на определенной территории, изменяющееся как в течение года, так и по годам. Зооценоз (от греч. zoon – животное, koinos – общий) – совокупность популяций животных, населяющих определенный биотоп. Микоценоз (от греч. mykes – гриб, koinos – общий) – сообщество различных видов грибов. Микробоценоз (от греч. micros – малый, koinos – общий) – совокупность популяций вирусов, бактерий и протистов.






Биоценоз. Структура биоценоза 10 Структура биоценоза поддерживается во времени и пространстве за счет разнообразных связей между популяциями. Связи возникают с целью удовлетворения определенных потребностей одной популяции за счет другой популяции. Связи в лесном биоценозе




Биоценоз. Структура биоценоза 12 Трофические связи (от греч. trophe – пища) – связи между популяциями, когда особи одной популяции получают пищу за счет особей другой популяции. Это может происходить путем поедания особей, питания отмершими органическими остатками или продуктами жизнедеятельности особей другого вида.






Биоценоз. Структура биоценоза 15 Топические связи (от греч. topos – место) – связи между популяциями, когда особи одной популяции используют особей другой популяции в качестве местообитания или испытывают их влияние на свою среду обитания. Птицы используют деревья и кустарники как места для гнездования.




Биоценоз. Структура биоценоза 17 Форические связи (от греч. phora – ношение) – связи между популяциями, когда особи одной популяции участвуют в расселении (распространении) особей другой популяции. Термин, предложенный В. Н. Беклемишевым (1951). В роли транспортировщиков выступают животные. Перенос животными семян, спор, пыльцы растений называют зоохорией, перенос других, более мелких животных – форезией (от лат. форас – наружу, вон). Длинноязыкий листонос кормится. Для переноса пыльцы и семян растения используют всех, кто подвернётся, от пчёл до летучих мышей.


Биоценоз. Структура биоценоза 18 Форезия животных распространена преимущественно среди мелких членистоногих, особенно у разнообразных групп клещей. Она представляет собой один из способов пассивного расселения и свойственна видам, для которых перенос из одного биотопа в другой жизненно необходим для сохранения или процветания. Например, многие летающие насекомые – посетители скоплений быстро разлагающихся растительных остатков (трупов животных, помета копытных, куч гниющих растений и т. п.) несут на себе клещей, переселяющихся таким образом от одного скопления пищевых материалов к другому. Жуки навозники иногда ползают с поднятыми надкрыльями, которые не в состоянии сложить из за густо усеявших тело клещей. Форезия Форезия клещей на насекомых: 1 – дейтонимфа уроподового клеща прикрепляется к жуку стебельком из затвердевшей секреторной жидкости; 2 – форезия клещей на муравьях. Это интересно знать!


Биоценоз. Структура биоценоза 19 Зоохория Перенос осуществляется обычно с помощью специальных и разнообразных приспособлений. Животные могут захватывать семена растений двумя способами: пассивным и активным. Пассивный захват происходит при случайном соприкосновении тела животного с растением, семена или соплодия которого обладают специальными зацепками, крючками, выростами (череда, лопух). Распространителями их обычно служат млекопитающие, которые на шерсти переносят такие плоды иногда на довольно значительные расстояния. Активный способ захвата – поедание плодов и ягод. Не поддающиеся перевариванию семена животные выделяют вместе с пометом. Это интересно знать!


Биоценоз. Структура биоценоза 20 Примеры форических взаимоотношений Распространением семян растений занимаются не только птицы и звери огромную роль тут играют насекомые, в частности муравьи. Существует даже специальный термин мирмекохория, обозначающий распространение семян растений муравьями. Некоторые тропические рукокрылые питаются нектаром. Цветки много кактуса распускаю/пси по ночам и источают сильный запах, привлекающий летучих мышей. Пыльца переносится па шерсти зверька. Многие растения, например (Luffii acutangula), имеют яркие крупные цветки, привлекающие насекомых. Зрелая пыльца пристает к телу насекомого ч таким образом переносится от одного цветка к другому.


Биоценоз. Структура биоценоза 21 Фабрические связи (от лат. fabriсo – изготовлять) – связи между популяциями, когда особи одной популяции используют выделения или мертвые части тела особей другой популяции в качестве материала для строительства гнезд, нор, убежищ и др. Например, бобры сооружают бобровые хатки из стволов и ветвей деревьев. Некоторые птицы выстилают свои гнезда мхом, опавшими листьями, сухой травой, перьями и пухом и т.д. Бобровая хатка Гнездо зяблика


Биоценоз. Структура биоценоза 22 Птицы используют сухие веточки, траву, пух, шерсть для строительства гнезд. Например, аисты строят гнезда из веток деревьев и выстилают их сухой травой. Примеры фабрических взаимоотношений Муравьи используют опад хвойных деревьев, как основной строительный материал для муравейников.


Биоценоз. Структура биоценоза 23 Видовая структура биоценоза – это видовое разнообразие биоценоза и соотношение видов по их численности. Видовое разнообразие Видовое богатство – общее количество видов, обитающих в биотопе. Каждый вид в биоценозе представлен популяцией. Видовая насыщенность – количество видов, приходящихся на единицу площади или единицу объема биотопа.


Биоценоз. Структура биоценоза 24 Соотношение видов по их численности. В любом биоценозе есть виды, преобладающие по численности и занимающие большую площадь территории биотопа. Эти виды называются доминантными или доминантами. Например, в сосновом лесу – это сосна, в березовой роще – береза.


Биоценоз. Структура биоценоза 25 Доминанты, которые участвуют в формировании среды для всего сообщества (средообразующие виды), называются видами- эдификаторами. Эдификаторы верхового болота – это сфагнум и клюква, степей – ковыль, дубрав – дуб и т.д. Иногда эдификаторами могут быть и животные: бобры формируют бобровые ландшафты, копытные животные – степные ландшафты и т.д. Сфагум и клюква – эдификаторы верхового болота.


Биоценоз. Структура биоценоза 26 В зависимости от процентной доли особей данного вида в общей численности особей биоценоза – степени доминирования, их разделяют на категории: субдоминантные виды – это довольно многочисленные и часто встречающиеся в биотопе виды, но заметно уступающие по численности доминантным; малочисленные виды – это виды с небольшой численностью, изредка встречающиеся в биотопе; редкие виды – это виды с очень малой численностью, встречающиеся только в отдельных местах биотопа; случайные виды – это виды, нетипичные для данного биоценоза, и представленные здесь единичными экземплярами.


Биоценоз. Структура биоценоза 27 Пространственн ая структура биоценоза Вертикальная структура (ярусность) Горизонтальная структура (мозаичность) Пространственная структура биоценоза – закономерное расположение видов в биотопе, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.






Биоценоз. Структура биоценоза 30 Ярусность Надземная Подземная В лиственном лесу обычно включает пять растительных ярусов. I ярус образован деревьями первой величины (дуб, береза и др.). Ко II ярусу относятся деревья второй величины (черемуха, рябина и др.). III ярус – это подлесок из кустарников (лещина, крушина, бересклет и др.). IV ярус представлен высокими травами и кустарничками (папоротники, крапива и др.). V ярус составляют низкие травы и кустарнички (черника, брусника, земляника и др.). Обусловлена разной глубиной расположения корневой системы. Количество ярусов в ней меньше чем в наземной. К подземным ярусам относятся: подстилка, корневое пространство и минеральный слой. В подстилке начинается преобразование отмершего органического вещества в гумус (перегной). Здесь находятся мхи, грибы, лишайники, муравьи, жуки, улитки, пауки, черви.


Биоценоз. Структура биоценоза 33 В вертикальном направлении, под воздействием растительности, изменяется микросреда, включая не только выравненность и повышение температуры, но и изменение газового состава за счет изменений направления потоков углекислого газа ночью и днем, выделения сернистых газов хемосинтезирующими бактериями и т. п. Изменения микросреды способствуют образованию и определенной ярусности фауны от насекомых, птиц и до млекопитающих.


Биоценоз. Структура биоценоза 34 Животные приурочены к определенным ярусам фитоценоза. I ярус населяют листогрызущие насекомые (обитатели кроны деревьев). Во II ярусе обитают птицы и стволовые вредители (короеды, усачи, златки). В III и IV ярусах – копытные и хищные животные, некоторые грызуны. V ярус богат различными многоножками, жужелицами, шмелями, клещами и другими мелкими животными.



Биоценоз. Структура биоценоза 36 Эпифиты являются внеярусными организмами Эпифиты (от эпи... и греч. phytón растение), растения, поселяющиеся на других растениях, главным образом на ветвях и стволах деревьев, а также на листьях так называемые эпифиллы, и получающие питательные вещества из окружающей среды. Наиболее богаты ими влажные теплые области, особенно тропические леса, в которых встречаются как низшие, так и высшие растения- эпифиты (главным образом из семейства орхидных и бромелиевых). У эпифитов в процессе эволюции выработались приспособления для улавливания воды и минеральных веществ из воздуха. Это интересно знать!


Биоценоз. Структура биоценоза 37 Горизонтальная структура биоценоза (мозаичность) Помимо ярусности в пространственной структуре биоценоза наблюдается мозаичность изменение растительности и животного мира по горизонтали. Площадная мозаичность зависит от разнообразия видов, количественного их взаимоотношения, от изменчивости ландшафтных и почвенных условий. Мозаичность может возникнуть и искусственно в результате вырубки лесов человеком. На вырубках формируется новое сообщество. Мозаичность в лесном биоценозе

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Финансовые ответы и вопросы