Финансовые ответы и вопросы


В середине XI века большая часть арабских владений была завоевана турками - сельджуками, пришедшими из Средней Азии. После захвата турками - сельджуками христианской святыни - « гроба Господня » - в Западной Европе распространяются слухи о притеснениях паломников в Иерусалиме.. В 1095 г. папа римский Урбан II в своей речи перед огромной толпой народа около города Клермон призвал христиан « опоясаться мечом » и двинуться в Палестину, чтобы освободить от мусульман Гроб Господень в городе Иерусалиме.


В конце XI в. Европа переживала голод и эпидемии. Крестьяне мечтали о Палестине, желая избавиться от хозяев и получить землю. Безземельные рыцари были заинтересованы в восточных товарах и мечтали разбогатеть за счет грабежа богатых городов. Духовенство хотело распространить свою власть на Восток. "


Освобождение Палестины от турок- сельджуков; обращение в христианство язычников Прибалтики; подавление еретических течений в Европе (катары, гуситы и т. д.). " Отправляясь в Палестину, участники нашивали красные кресты себе на грудь, возвращаясь, нашивали его на спину; отсюда название «крестоносцы».




Духовенство – расширение сферы влияния, захват земель Безземельные рыцари - захват земель. Дети – поиск дома, т.к. большая часть были беспризорниками. Крестьяне - захват земли для сельского хозяйства Рыцари – слава, деньги и снятие грехов. Нарушители закона - укрытие от наказания.


Первыми по призыву Петра Пустынника в поход двинулись бедняки. Они были не подготовлены, почти не вооружены, но верили, что Бог поможет им одолеть врагов и освободить Иерусалим В пути они просили милостыню и часто грабили местное население. Византийский император поспешил переправить их в Азию, где в первом же сражении с турками почти все они были убиты или взяты в плен. "


Осенью 1096 г. под руководством крупных феодалов в поход отправились отряды рыцарей Франции, Германии и Италии. Их отряды объединились в Константинополе, переправились в Малую Азию и в решающем сражении разгромили турок-сельджуков. По пути к Иерусалиму крестоносцы захватывали и грабили города, ссорились между собой из-за добычи. В 1099 г. после месячной осады крестоносцы штурмом взяли Иерусалим. Почти все его жители-мусульмане были убиты. "


На захваченных землях – узкой полосе вдоль моря – крестоносцы создали несколько феодальных государств. Местное население становилось зависимым от новых владельцев земель – европейских феодалов. Главным из них считалось Иерусалимское королевство, правители других государств крестоносцев были его вассалами.




Ордены возглавляли Великие магистры и они подчинялись только папе римскому. На Востоке они помогали паломникам и защищали их от мусульман, открывали госпитали. Поступающие пожертвования и торговля обогащали ордены. Великий магистр ордена Тамплиеров Великий магистр ордена Пресвятой Девы Марии


2-й крестовый поход, возглавляемый французским королем Людовиком VII и немецким королем Конрадом III, был организован после завоевания Эдессы сельджуками. Он закончился ужасным разгромом крестоносцев, потерявших десятки тысяч убитыми и умершими от болезней и голода. "


В конце XII века мусульмане создали сильное государство. Его правитель Салах ад-Дин (Саладин) сумел в нескольких сражениях разгромить крестоносцев, в плен попали король Иерусалима и магистр ордена тамплиеров. В 1187 г. после недолгой осады Саладин захватил Иерусалим. Жители-христиане за выкуп могли покинуть город, те, кто не смог заплатить выкуп, были проданы в рабство (15 тыс.чел.). "


Для возвращения Иерусалима был организован Третий Крестовый поход. Возглавлявший немецких рыцарей император Фридрих I Барбаросса погиб в Малой Азии, а его войско вернулось домой. Французские и английские рыцари во главе с королями Филиппом II Августом и Ричардом I Львиное Сердце действовали несогласованно. Не добившись успеха французские рыцари во главе с королем вернулись домой. " Филипп II Август и Ричард Львиное Сердце


Ричард Львиное Сердце сумел отвоевать город Акру (ставшую столицей Иерусалимского королевства), но для захвата Иерусалима у англичан и поддерживавших его рыцарей различных орденов не хватало войск. По пути в Англию Ричард Львиное Сердце был захвачен в плен его врагом Австрийским герцогом и два года провел в заточении. Его отпустили за большой выкуп. "


Папа Иннокентий III организовал Четвертый Крестовый поход. Крестоносцы должны были высадиться в Египте, но Венецианский правитель (дож) потребовал огромную сумму за перевозку и рыцари не могли ее уплатить. Венецианцы уговорили крестоносцев захватить христианский город Константинополь. В 1204 г. Константинополь взяли штурмом и разграбили. Поход на Иерусалим не состоялся. На территории Византии крестоносцы создали Латинскую империю. "


Во Франции в 1212 г. начался новый Крестовый поход, в котором приняли участие только дети, чтобы без оружия с именем божьим на устах освободить Иерусалим. 25 тысяч детей со всей Европы пришли в Италию. Там их посадили на корабли и, вывезя в Африку, продали в рабство. "




" Походы принесли несчастья жителям восточных стран и разорение для жителей Европы. Но проложив дорогу на Восток, рыцари способствовали развитию торговли. Европейцы многое взяли на Востоке - шелк и стекло, рис и гречиха, лимоны и сахар, арбузы и абрикосы. Изменился и быт европейцев - они стали соблюдать гигиену, мыться в банях, менять бельё и одежду. Феодалы стали стремиться к роскоши, а для этого требовались деньги, поэтому в Европе стали быстро развиваться товарно-денежные отношения.

(военно-колониальное движение западноевропейских феодалов в страны

Восточного средиземноморья 1097-1270 гг.)

Папа Урбан II призывает к походу.

Миниатюра XV века.

Призывы папы

27 ноября 1095 года на открытой площади французского города Клермона собрались тысячи взволнованных рыцарей, крестьян, богомольцев. Многие пришли издалека специально, чтобы услышать проповедь папы Урбана II. Его трон, установленный на возвышенности посредине площади, приковывал взоры толпы. «Пусть тот, кто желает спасти свою душу, не колеблется вступить смиренно на стезю Господню; а если недостаёт ему денег, то даст ему довольно Божественное милосердие. Кто здесь горестен и беден, там будет богат, кто здесь недруг Богу, там станет другом Ему.»

(из речи папы Урбана II)

I крестовый поход

I Крестовый поход (1096-1099 годы)

(рыцари из Франции, Германии, Италии)

1097 год – освободили г.Никею;

1098 год – захватили г.Эдессу;

1099 год – штурмом овладели Иерусалимом.

Было создано государство Триполи, княжество Антиохское, графство Эдесское, Иерусалимское королевство.

Постоянной военной силой, защищающей Святую Землю, стали духовно-рыцарские ордена:

1. Орден Госпитальеров (рыцари Мальтийского креста)

2. Орден Тамплиеров (храмовники)

3. Орден Тевтонский

II Крестовый поход (1147-1149 годы)

В 1144 году эмир Мосула отнял у крестоносцев Эдессу.

Поход возглавил Людовик VII Французский и

германский император Конрад III.

Полная неудача крестоносцев.

III Крестовый поход (1189-1192 годы)

Создание мусульманами сильного государства во главе с египетским султаном Саладином. Он нанес поражение крестоносцам около Тивериадского озера, затем в 1187 году изгнал их из Иерусалима.

Цель похода: вернуть Иерусалим.

Возглавляли три государя: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце.

Поход успеха не имел.

IV Крестовый поход (1202-1204 годы)

Организатор – папа Иннокентий III.

Жестокое разграбление христианского Константинополя.

Распад Византийской империи:

Греческие государства –

Эпирское царство, Никейская и Трапезундская империи.

Крестоносцы создали Латинскую империю.

Детский поход (1212 год)

Тысячи ребятишек из Рейнской области в Германии устремились на юг, перешли через Альпы и добрались до Генуи. Отсюда они разбрелись в разные стороны, одни двинулись на юг Италии, другие подались в Марсель. По дороге многие умерли от голода, зноя и жажды. Оставшиеся упорно шли вперед, к Средиземному морю. Им удалось добраться до французских и итальянских портов.

Печальная участь ждала детей. Лукавые корабельщики обещали довезти их до Святой земли. Некоторые корабельщики потерпели крушение, оставшиеся пристали к берегам Северной Африки. Здесь уцелевших участников похода продали в рабство.

Наиболее трагичный поход: тысячи детей погибли или были проданы в рабство.

VIII Крестовый поход (1270 год)

Число походов росло, но все меньше участников они собирали. И самое главное, душевный глубокий подъем, который владел первыми крестоносцами, исчез почти без следа. Нет, были, конечно, и те, кто принимал крест жертвовал жизнью за дело веры. Таков, например, вождь двух последних походов, французский король Людовик IX Святой. Но даже рыцари с прохладцей откликались на призывы папы. Наступил день, когда было с разочарованием и горечью произнесено: «Нам час пришёл – за ратью рать – Святую землю покидать!» В 1291 году последняя крепость крестоносцев на Востоке пала.

Это был конец эпохи крестовых походов.

Последствия крестовых походов

Распад Византийской империи.

Приобщение к восточной культуре – технические изобретения (ветряные мельницы), особенности быта (горячие бани), выращивание сельскохозяйственных культур (рис, гречиха, лимоны, абрикосы, арбузы).

Развитие торговли: укрепление позиций европейских купцов в Средиземноморье.

Слайд 2

«Случилось то сразу после Пасхи.Ещё не дождались мы Троицы, как тысячи отроков тронулись в путь, покидая кров свой. Они выбрали подвиг и славу во Христе …Заботы, им порученные, они позабыли.Те оставляли плуг,коим недавно взрывали землю;те выпускали из рук тачку,ихтяготившую;те покидали овец, рядом с которыми сражались против волков, и думали о других супостатах, магометанской ересью сильных… Возложив на себя крест и сплотившись под свои знамёна, двинулись на Иерусалим… Весь мир называл из безумцами, но они шли вперёд «

Слайд 3

Так описывает события 1212 г. Дэвид Бэйкер в своём романе “Пути слёз “ . В истории это движение получило название “Детский крестовый поход “.

Слайд 4

Уже довольно давно Европа с тревогой узнавала о событиях,происходящих в Палестине. Возвращавшиеся из Святой земли паломники рассказывали о преследованиях и оскорблениях,которым подвергались там христиане после захвата Иерусалима и Гроба Господня

Слайд 5

Слайд 6

Постепенно возникло убеждение в необходимости помочь христианству на Востоке и возвратить христианскому миру его наиболее драгоценные и почитаемые святыни. Крестовые походы, предпринятые рыцарями-крестоносцами не увенчалось успехом, и в Европе, главным образом в крестьянской среде, заговорили о том, что только безгрешные дети могут освободить Святую Землю … Инициаторами объединений детей и подростков для похода в Иерусалим становятся мальчики Стефан (по некоторым источникам пастушок Этьен) – во Франции и Николас – в Германии.

Слайд 7

12-летний Стефан объявил себя “Божьим посланником “ и прошёл с проповедями по северу Франции, рассказывая о том, что юным и не порочным не нужно оружия, сам Христос даст и еду и победу, а море расступится перед ними. Тысячи воодушевлённых детей и взрослых присоединились к Стефану,собралось огромное войско (около 30 тысячи человек) которое двинулось в путь.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Участники похода были одеты в серые простые рубахи поверх коротких штанов и больших беретов, на груди у каждого был нашит матерчатый крест красного, зелёного или чёрного цвета.Шли с флагами, знамёнами, исполняя молитвы и гимны.

Слайд 11

Крестовый поход детей. Г. Доре

Слайд 12

Дети сначала отправились в Париж, к королю Филиппу II Августу (король приказал детям разойтись по домам, священники уговаривали их отказаться от похода, но тщетно …),а за тем эти отряды паломников-простолюдинов добрались до Марселя и сели на корабли. Два корабля из семи потерпели крушение в море, остальные же вместо Святой земли прибыли в Египет, где юные паломники были проданы в рабство. Существует версия,что это произошло по предварительному сговору купцов-судовладельцев и египетских работорговцев.

Слайд 13

ФИЛИПП II АВГУСТ

Слайд 14

Не менее трагична история немецкого народного войска,которое, вдохновившись речами юного проповедника Николаса (тому не исполнилось и 10 лет, он разъезжал по южнорейнской Германии на огромной телеге и призывал к походу в Святую землю…Эти события, возможно, легли в основу легенды о флейтисте- крысолове, уведшем всех детей из города Гаммельна),направлялось в Италию через Альпы, далее рассчитывая морем добраться до Палестины. Численность войска составляла около 25 тысяч человек.В труднейшем переходе от холода и голода погибли около трети паломников, больше повезло тем, кто на пол пути решил вернуться …

ДЕТСКИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ.

Работу выполнила:

ученица 6 Б класса

МБОУ гимназии N 30

г.Ульяновска

Грачёва Дарья


  • Кто такие крестоносцы.
  • Причины детского крестового похода.
  • Оружие крестоносцев.
  • Стефан из Клуа.
  • Результаты крестовых походов.

ЧТО ТАКОЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ?

Кресто́вые походы - серия военных походов в XI-XV вв. из Западной Европы против мусульман. В узком смысле - походы 1096-1291 гг. в Палестину, направленные на захват в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), против турок-сельджуков. В более широком смысле - также и другие походы, провозглашаемые римскими папами, в том числе более поздние, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников Прибалтики и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и др.).


Причины крестовых походов

Необходимость Крестовых походов была сформулирована папой Урбаном после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Он определил экономическую причину крестовых походов : европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке. Религиозная аргументация касалась недопустимости хранения святынь христианства, прежде всего Гроба Господня, в руках неверных. Было принято решение о выступлении Христова воинства в поход 15 августа 1096 г.


  • Начало крестовых походов. Положение на Востоке. С распадом халифата Аббасидов в конце 10 в. Палестина оказалась под властью фатимидского Египта; усилилась враждебность мусульман к христианам. Ситуация стала еще более напряженной после захвата Иерусалима турками-сельджуками (1078). Европу будоражили рассказы о бесчинствах мусульман по отношению к христианским святыням и жестоких преследованиях верующих. В 1071–1081 сельджуки отобрали у Византийской империи и Малую Азию. В начале 1090-х византийский император Алексей I Комнин (1081–1118), теснимый турками, печенегами и норманнами, обратился к Западу с призывом о помощи.
  • Клермонский собор. Воспользовавшись обращением Алексея I, папство взяло на себя инициативу в организации священной войны для освобождения Гроба Господня. 27 ноября 1095 на Клермонском соборе (Франция) папа Урбан II (1088–1099) выступил с проповедью перед знатью и духовенством, призвав европейцев прекратить междоусобные распри и отправиться в крестовый поход в Палестину, пообещав его участникам отпущение грехов и вечное спасение. Речь папы была с энтузиазмом воспринята многотысячной толпой, повторявшей как заклинание слова «Так хочет Бог», ставшей лозунгом крестоносцев.
  • Крестьянский крестовый поход. Многочисленные проповедники разнесли призыв Урбана II по Западной Европе. Рыцари и крестьяне продавали свое имущество, чтобы приобрести необходимое военное снаряжение, и нашивали на свою одежду красные кресты. В середине марта 1096 толпы крестьян (около 60–70 тыс. человек), в основном из Прирейнской Германии и Северо-восточной Франции, во главе с аскетом-проповедником Петром Пустынником двинулись в поход, не дожидаясь, пока соберутся рыцари. Они прошли по долинам Рейна и Дуная, пересекли Венгрию и летом 1096 достигли пределов Византийской империи; их путь был отмечен грабежами и насилиями над местным населением и еврейскими погромами. Чтобы предотвратить бесчинства, Алексей I потребовал от них нигде не задерживаться более, чем на три дня; по территории Империи они следовали под неусыпным наблюдением византийских войск. В июле значительно поредевшее (сократившееся почти вдвое) ополчение крестьян-крестоносцев подошла к Константинополю. Византийцы спешно переправили его через Босфор в местечко Циботус. Вопреки советам Петра Пустынника крестьянские отряды двинулись на Никею, столицу Сельджукского государства. 21 октября они попали в засаду, устроенную султаном Кылыч-Арсланом I в узкой пустынной долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разгромлены; большинство крестьян-крестоносцев погибло (ок. 25 тыс. чел.).
  • Первый крестовый поход (1096–1099). Первый рыцарский крестовый поход начался в августе 1096. В нем приняли участие рыцари из Лотарингии во главе с герцогом Готфридом IV Бульонским, из Северной и Центральной Франции во главе с графами Робертом Норманнским, Робертом Фландрским и Стефаном Блуазским, из Южной Франции во главе с графом Раймундом IV Тулузским и из Южной Италии (норманны) во главе с князем Боэмундом Тарентским; духовным предводителем похода был епископ Адемар из Пюи. Путь лотарингских рыцарей шел по Дунаю, провансальских и северо-французских – через Далмацию, норманнских – по Средиземному морю. С конца 1096 они стали сосредотачиваться в Константинополе. Несмотря на напряженные отношения крестоносцев с местным населением, порой выливавшиеся в кровавые столкновения, византийской дипломатии удалось (март-апрель 1097) добиться от них принесения ленной присяги Алексею I и обязательства вернуть Империи все ее прежние владения в Малой Азии, захваченные турками-сельджуками. К началу мая крестоносные отряды переправилось через Босфор и в середине месяца совместно с византийцами осадили Никею. Рыцари нанесли поражения армии Кылыч-Арслана I под стенами города, однако его гарнизон сдался не им, а византийцам (19 июня); чтобы умиротворить крестоносцев, Алексей I выделил им часть добычи.

КТО ТАКИЕ КРЕСТОНОСЦЫ?

Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители, и даже дети!


РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА:

Рыцарские ордены - организации аристократов (рыцарей) в Западной Европе, созданные в период XIV- XV вв.

После неудач крестовых походов, крестоносные военные ордены стали идеализировать и романтизировать, и в результате в позднее Средневековье появилась идея рыцарства . У них были разные цели - борьба с язычниками, разбойниками, врагами того или иного короля или сеньора. Эти ордены, отличавшиеся один от другого не только задачами, но и численностью, возникали, существовали какое-то время, объединялись или подчинялись иному ордену на феодальных основах и распускались, не достигнув и тени могущества и влиятельности таких орденов, как тамплиеры (храмовники) , тевтоны и госпитальеры. Однако именно от них пошел обычай носить особые знаки отличия, изготовляемые из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями и жемчугом. Этим знакам отличия суждено было пережить рыцарские ордены, учредившие их, и в конце концов они сами стали называться орденами.









  • В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн, в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины. В хрониках XIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «Крестового похода детей».
  • Во Франции в мае того же года у пастушка Стефана из Клуа произошло видение: ему «явился» Иисус в образе белого монаха, велев встать во главе нового Крестового похода, в котором приняли бы участие лишь дети, дабы без оружия с именем Божьим на устах освободить Иерусалим. Возможно, идея крестового похода детей была связана со «святостью» и «непорочностью» юных душ, а также суждением, что им не может быть причинен физический вред оружием. Пастух начал так страстно проповедовать, что дети убегали из дома вслед за ним. Местом сбора «святого войска» был объявлен Вандом, в котором к середине лета по оценкам собрались более 30000 подростков. Стефан почитался чудотворцем. В июле они с пением псалмов и хоругвями отправились в Марсель, чтобы отплыть на Святую землю, но о кораблях никто заранее не думал. К воинству часто присоединялись преступники; играя роль участников, они живились за счёт подаяний благочестивых католиков .
  • Крестовый поход был поддержан орденом францисканцев.
  • 25 июля 1212 года немецкие крестоносцы прибыли в Шпайер. Местный хронист сделал такую запись: «И случилось великое паломничество, шли мужи и девы, юноши и старцы, и всё это были простолюдины».
  • 20 августа войско достигло Пьяченцы. Местный хронист отметил, что они спрашивали дорогу к морю: ещё в Германии они двинулись в поход, уверяемые, что «море расступится перед ними», так как Господь поможет им в достижении их священной цели. В те же дни в Кремоне видели толпу детей, пришедших сюда из Кёльна.
  • Немецкие дети терпели ужасные лишения, пересекая Альпы на пути из Германии в Италию, а те, кто пережил путь, столкнулись в Италии с враждебным отношением местных жителей, которые ещё помнили разграбление Италии крестоносцами при Фридрихе Барбароссе. Дорога к морю через равнину для французских детей была существенно легче. Добравшись до Марселя, участники похода ежедневно молились о том, чтобы перед ними расступилось море. Наконец, два местных купца - Гуго Ферреус и Гийом Поркус - «смилостивились» над ними и предоставили в их распоряжение 7 кораблей, каждый из которых вмещал около 700 рыцарей, чтобы плыть в Святую Землю. Затем их след был утерян, и только 18 лет спустя, в 1230 году в Европе объявился монах, сопровождавший детей (и немецких и французских детей, по всей вероятности, сопровождали церковники, хотя это никак и не доказано), и рассказал, что корабли с юными крестоносцами прибыли к берегам Алжира, где их уже поджидали. Оказалось, купцы предоставили им корабли не из милости, а сговорившись с мусульманскими работорговцами.
  • Большинство современных исследователей считает, что основную массу участников движения составляли не маленькие дети, а как минимум подростки и юноши, так как словом лат. («мальчики») в средневековых источниках называли всех простолюдинов (аналогично русскому ребята - крестьяне ).

  • Юный проповедник крестового похода детей – Стефан из Клуа.
  • В 1200 г. (а может, в следующем) неподалеку от Орлеана в деревушке Клуа (а может, в другом месте) родился крестьянский мальчик по имени Стефан. Это слишком похоже на зачин сказки, но это только воспроизведение небрежности тогдашних хронистов и разнобой в их рассказах о детском крестовом походе. Впрочем, сказочный зачин вполне уместен для рассказа о сказочной судьбе. Вот о чем рассказывают хроники.
  • Как все крестьянские дети, Стефан с малых лет помогал родителям - он пас скот. От сверстников отличался только чуть большей набожностью: Стефан чаще других бывал в церкви, горше других плакал от переполнявших его чувств во время литургий и крестных ходов. Сызмала его потрясал апрельский "ход черных крестов" - торжественная процессия в день святого Марка. В этот день возносили молитвы за воинов, полегших в святой земле, за мучимых в мусульманском рабстве. И мальчик воспламенялся вместе с толпой, яростно клявшей неверных.
  • В один из теплых майских дней 1212 г. он повстречался с монахом-пилигримом, идущим из Палестины и попросившим подаяния. Монах стал рассказывать о заморских чудесах и подвигах. Стефан зачарованно слушал. Вдруг монах прервал свой рассказ, а потом неожиданно, что он Иисус Христос.
  • Все дальнейшее было как во сне (или же сном мальчика была эта встреча). Монах-Христос велел мальчику стать во главе небывалого крестового похода - детского, ибо "от уст младенцев исходит сила на врага". Нет нужды ни в мечах, ни в доспехах – для покорения мусульман, будет достаточно безгрешности детей и божьего слова в их устах. Затем онемевший Стефан принял из рук монаха свиток – письмо к королю Франции. После чего монах быстро ушел прочь.




Пятый крестовый поход - организованный и одобренный христианской церковью военный поход в Святую землю , проходивший в 1217-1221 годах. Четвертый крестовый поход закончился разграблением Константинополя и разделом империи, детский крестовый поход - катастрофой. Однако папу Иннокентия III по-прежнему обуревало желание изгнать мусульман из Святой земли . В 1213 г. он издал буллу, в которой призывал к новому крестовому походу и требовал, чтобы все христиане приняли в нем участие. Иннокентий III распорядился также проводить процессии молельщиков, дабы вымолить у Бога освобождение Святой земли . Время для этого, как ему представлялось, было самое подходящее. В Откровении св. Иоанна Богослова сказано о звере: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть».



  • Девятый крестовый поход , который некоторыми историками считается частью Восьмого крестового похода, был последним крупным крестовым походом в Святую Землю. Состоялся в 1271-1272-х годах.
  • Неспособность Людовика IX захватить Тунис во время Восьмого крестового похода заставила Эдуарда, сына английского короля Генриха III, отплыть в Акру. Дальнейшие события вошли в историю под названием «Девятый крестовый поход». Во время него Эдуарду удалось одержать ряд побед над султаном Бейбарсом I. Однако в конечном итоге Эдуарду пришлось отплыть домой, поскольку там его ожидали неотложные дела по вопросу престолонаследия, а в Отремере ему не удавалось разрешить конфликты между местными лордами. Можно утверждать, что к этому времени дух крестовых походов уже угасал. Над последними оплотами крестоносцев на берегу Средиземного моря нависла угроза полного уничтожения.


Результаты Крестовых походов неоднозначны. Католическая церковь существенно расширила зону своего влияния, консолидировала земельную собственность, создала новые структуры в виде духовно-рыцарских орденов. Вместе с тем усилилась конфронтация Запада и Востока, активизировался джихад как ответная агрессивная реакция западному миру со стороны восточных государств. IV Крестовый поход еще более разделил христианские церкви, заложил в сознание православного населения образ поработителя и врага - латинянина. На Западе утвердился психологический стереотип недоверия и враждебности не только к миру ислама, но и к восточному христианству.


Слайды и текст этой презентации

Крестовые походы

Крестовые походы - серия
военных походов
западноевропейских рыцарей,
направленных против «неверных»
(мусульман, язычников,
православных государств и
различных еретических движений).
Целью первых крестовых походов
было освобождение Гроба Господня в Иерусалиме от турок-сельджуков,
однако позднее крестовые походы
велись и ради обращения в
христианство язычников
Прибалтики, подавления
еретических или решения
политических задач Пап.

Причины крестовых походов.

Начало крестовым походам было положено папами, которые номинально считались предводителями всех предприятий такого рода. Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела. Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия (а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы были уверены в том, что сражаются за правое дело.

Завоевания турок-сельджуков.

Непосредственной причиной крестовых походов явился рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли в подвластные арабам области, где их вначале использовали как наемников. Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в 1040-е годы Иран, а в 1055 Багдад. Затем сельджуки стали расширять границы своих владений на запад, ведя наступление главным образом на Византийскую империю. Решающее поражение византийцев при Манцикерте в 1071 позволило сельджукам выйти к берегам Эгейского моря, покорить Сирию и Палестину и в 1078 (указывают и другие даты) взять Иерусалим. Угроза со стороны мусульман заставила византийского императора обратиться за помощью к западным христианам. Падение Иерусалима чрезвычайно обеспокоило христианский мир

Экономические стимулы.

Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж - все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья. Крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев. По чисто экономическим мотивам в крестовых походах были заинтересованы европейские города. На протяжении нескольких веков итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов крестовые походы означали лишь перенос военных действий из западного Средиземноморья в восточное.

Религиозные мотивы

Завоевания турков-сельджуков совпали по времени с общим религиозным возрождением в Западной Европе в 10-11 вв., которые было во многом инициировано деятельностью бенедиктинского монастыря Клюни в Бургундии, основанного в 910 герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым. Благодаря усилиям ряда настоятелей, настойчиво призывавших к очищению церкви и духовному преображению христианского мира, аббатство стало весьма влиятельной силой в духовной жизни Европы. Одновременно в 11 в. возросло число паломничеств в Святую Землю. «Неверного турку» изображали как осквернителя святынь, варвара-язычника, чье присутствие на Святой Земле нетерпимо для Бога и человека. Кроме того, сельджуки создали непосредственную угрозу христианской Византийской империи.

Первый крестовый поход был

Первый крестовый поход был
провозглашён Папой Римским
Урбаном II в 1095 году и
завершился освобождением
Иерусалима. В дальнейшем
Иерусалим и Святая Земля были
захвачены мусульманами и
крестовые походы
предпринимались для их
освобождения. Последний
(девятый) крестовый поход в
первоначальном значении
состоялся в 1271-1272 годах.
Последние походы, которые также
назывались крестовыми,
предпринимались в XV веке и были
направлены против гуситов и турок-
османов.

Название «крестоносцы»

Название «крестоносцы»
появилось потому, что
участники крестовых походов
нашивали себе на одежду
кресты. Считалось, что
участники похода получат
прощение грехов, поэтому в
походы отправлялись не
только рыцари, но и простые
жители, и даже дети (см.
Крестовый поход детей).

Детский крестовый поход

Крестовый поход детей - принятое в
историографии название народного
движения 1212 года, достаточно быстро
обросшего легендами.«В начале 1212
года тысячи крестьян (в том числе детей
и подростков) из Германии и Франции
собрались в войско для завоевания
Гроба Господня в Иерусалиме).В мае
1212 года, когда немецкое народное
войско прошло через Кёльн, в его рядах
насчитывалось около двадцати пяти
тысяч детей и подростков,
направляющихся в Италию, чтобы оттуда
морем достигнуть Палестины. В хрониках
ХIII века более пятидесяти раз
упоминается этот поход, который
получил название «крестового похода
детей».

ИТОГИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.

Слайд №10

Византийская империя

Возможно, крестовые походы действительно отсрочили турецкое завоевание Византии, однако они не смогли предотвратить падение Константинополя в 1453. Византийская империя длительное время находилась в состоянии упадка. Ее окончательная гибель означала появление турок на европейской политической сцене. Разорение Константинополя крестоносцами в 1204 и венецианская торговая монополия нанесли империи смертельный удар, от которого она не смогла оправиться даже после своего возрождения в 1261.

Слайд №11

Торговля.

Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья. Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши - шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах.

Слайд №12

Феодализм и церковь

В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений. Влияние крестовых походов на авторитет церкви оказалось противоречивым. Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.

Слайд №13

Культура.

Когда-то было принято считать, что именно крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной. Что они несомненно дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия. Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений, большей частью на старофранцузском языке. Среди них встречаются подлинно великие произведения, как, например, История священной войны (Estoire de la guerre sainte), описывающая подвиги Ричарда Львиное Сердце, или предположительно сложенная в Сирии Песнь об Антиохии (Le chanson d’Antioche), посвященная 1-му крестовому походу. Новый художественный материал, рожденный крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так, получили продолжение раннесредневековые циклы о Карле Великом и короле Артуре. Крестовые походы стимулировали также развитие историографии. Завоевание Константинополя Виллардуэна остается самым авторитетным источником для изучения 4-го крестового похода. Лучшим средневековым произведением в жанре биографии многие считают жизнеописание короля Людовика IX, созданное Жаном де Жуанвилем. Одной из самых значительных средневековых хроник стала написанная по-латыни книга архиепископа Вильгельма Тирского История деяний в заморских землях (Historia rerum in partibus transmarinis gestarum), живо и достоверно воссоздающая историю Иерусалимского королевства с 1144 по 1184 (год смерти автора).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Финансовые ответы и вопросы