На рынок вновь приходит один из крупных вагоностроителей - «Промтрактор », в составе которого по-прежнему остаются Чебоксарский завод «Промтрактор-Промлит » и канашский «Промтрактор-Вагон » (входят в Дивизион железнодорожного литья и вагоностроения машиностроительного холдинга «Концерн «Тракторные заводы» (КТЗ )). Уже в текущем году «Промтрактор-Промлит» обещает изготовить 27 тыс. единиц КВЛ, а в следующем - уже 80 тыс. единиц. А «Промтрактор-Вагон» в 2018 году может выпустить более 2 тыс. вагонов, что в 2,4 раза больше, чем в 2017-м. Об этом стало известно из материалов совещания у заместителя министра промышленности и торговли РФ Александра Морозова .
Напомним, производство крупного вагонного литья было освоено на дочернем предприятии ОАО «Промтрактор» - ООО «Промтрактор-Промлит» - при активном содействии МПС РФ – ОАО «РЖД » ещё в начале нулевых. Тогда железные дороги испытывали острую потребность в КВЛ. В кратчайшие сроки была подготовлена опытная партия боковых рам, которая успешно прошла испытания в лабораториях Опытного кольца ВНИИЖТ в подмосковной Щербинке .
Дальнейшую «биографию» предприятия постараемся описать коротко. В феврале 2003 года министр путей сообщения Геннадий Фадеев вручил руководству чебоксарского завода сертификат качества на выпуск промышленной партии боковых рам тележек грузового вагона. В декабре ОАО «РЖД» заключило с «Промтрактор-Промлит» долгосрочный договор на поставку стального литья для грузовых вагонов.
Геннадий Фадеев, фото РИА Новости, Вячеслав Рунов
В 2004 году предприятие за 30 млн долл. закупило у японско-немецкого холдинга «Генрих Вагнер – Синто» (HWS ) оборудование для производства отливок по технологии вакуумно-плёночной формовки. Кроме того, было модернизировано оборудование заливочного участка, участка выбивки, а также крановое хозяйство предприятия. Предполагалось, что «Промтрактор-Промлит» выйдет по мощности на второе место после УВЗ .
А 1 января 2006 года на базе бывшего Канашского вагоноремонтного завода было организовано закрытое акционерное общество «Промтрактор-Вагон». В 2010 году был введён в строй новый корпус по выпуску вагонов. ЗАО получило возможность производить до 7800 новых вагонов и ремонтировать до 1200 вагонов в год . На сегодняшний день по технологичности производства и прочим показателям «Промтрактор-Вагон» уступает только Тихвинскому вагоностроительному заводу.
Однако с 2012 года звезда железнодорожного дивизиона «Тракторных заводов» стала закатываться. Виной тому стали просчёты собственников , которые взяли на себя слишком большие кредитные обязательства с расчётом на растущий рынок. В итоге эхом финансового кризиса стало резкое снижение спроса на вагоны. Затем началось массовое списание старого состава и, как следствие, насыщение рынка вторичным КВЛ (это 2014-2015). На «Промтрактор-Промлит» всё это отразилось приостановкой производства и невыплатой зарплаты сотрудникам.
Тем временем весь КТЗ (подконтрольный Альберту Бакову и Михаилу Болотину ) накопил почти 100 млрд руб. долга , из которых 84 млрд руб. - перед ВЭБ . В декабре 2016 года наблюдательный совет ВЭБа утвердил программу финансового оздоровления концерна, с выделением 5,75 млрд рублей . А ещё через год предприятия концерна перешли под управление госкорпорации Ростех .
В апреле этого года «для сохранения производственного потенциала ключевых предприятий КТЗ» правление Ростех решило привлечь частного инвестора в лице ООО «Транспортные компоненты» (ТК ) - партнёра ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ , владельцы господа Махмудов и Бокарев ). И хотя сделка не была завершена, ТК уже начал вкладывать деньги в актив.
Следующий шаг: возобновление работы предприятий «Промтрактора» при помощи ТМХ.
Таким образом, подтвердилась наша версия о формировании гигантского бизнес-конгломерата замкнутого цикла, связанного на уровне акционеров взаимными инвестициями и интересами. Этот «монстр» географически охватывает едва ли не всю страну от европейской части России и до Якутии и занимается буквально всем: от производства вагонов и локомотивов (ТМХ), а также добычи угля (КРУи Колмар ), и до транспортировки (Трансойл, КРУ). И вот следующий шаг: возобновление работы предприятий «Промтрактора» при помощи ТМХ, как очередное логическое звено - производство грузовых вагонов и самого востребованного сегмента грузовых полувагонов. Поскольку объёмы производства грузовых вагонов в «Трансмашхолдинге» небольшие, главная специализация заводов холдинга - пассажирские вагоны. И с включением в цепочку «Промтрактора» полный замкнутый цикл со всей линейкой железнодорожной техники.
Остаётся открытым вопрос, какую тележку планируют выпускать - Motion Control от Amsted Rail , Barber от ОВК или тележку УВЗ? Напомним, до февраля 2013 года «Промтрактор-Вагон» подкатывал под свои вагоны тележку Motion Control, но затем Росжелдор приостановил заводу действие сертификата. Как тогда прокомментировал представитель Amsted Rail в России и СНГ , проблема заключалась во вкладыше-подпятнике, которым вагон опирается на тележку. Эта деталь была поставлена на производство на «Промтрактор-Вагон» с техническими ошибками.
Очевидно, что ни ТМХ, ни Ростех (владелец УВЗ) не будут наблюдать за ситуацией со стороны.
Нелишне напомнить, что после этого эксклюзивные права на производство тележки Amsted Rail были выкуплены «Объединенной вагонной компанией», которая, таким образом, решила вопрос с конкурирующей тележкой Barber, на которую сделал ставку Тихвинский вагоностроительный завод. Однако, по условиям лицензионного соглашения с Amsted Rail, Тихвин обязан гарантировать выпуск определённого количества вагонов на Motion Control на территории России. Если это продолжит делать (по лицензии) «Промтрактор-Вагон», для ОВК может нарисоваться идеальный вариант . Однако очевидно, что ни ТМХ, ни Ростех (владелец УВЗ) не будут наблюдать за ситуацией со стороны.
Но все эти технологические и даже технические аспекты могут отойти на задний план и стать второстепенными, если не будут решены главные вопросы о финансовом оздоровлении холдинга . Неожиданно (хотя, так ли неожиданно?) ВЭБ изменил ранее согласованную цену сделки, а также заявил о проведении повторной оценки рыночной стоимости уступаемых прав. То есть переиграл условия, оговорённые топами банка ещё до назначения главой ВЭБ Игоря Шувалова . Который в новой должности, очевидно, решил показать, что не собирается отсиживаться в кабинете в роли номинала, а с удовольствием примет участие в привычных аппаратных играх.
Очевидно, что прежняя договоренность - Ростех получает актив , по сути, бесплатно, тогда ВЭБ прощает долги. А тут Шувалов попробовал вернуть хотя бы часть средств в убыточный банк. Но Чемезов немедленно отреагировал, заявив, что готов оставить Шувалова один на один с проблемным активом. В отсутствие согласованной с ВЭБ позиции по КТЗ, Ростех и частный инвестор приостановят невозвратное финансирование предприятий. Чем этом обернётся для заводов и отрасли, объяснять не надо. Мы пошли за попкорном.
Роман Стрельцов
(Я)
ЗАО «Промтрактор-вагон» | |
Основание | |
---|---|
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Муханов В.В. (исполнительный директор) |
Отрасль | |
Продукция |
Полувагоны, платформы, дорожная техника |
Число сотрудников |
1,5 тыс. человек |
Сайт |
«ЗАО «Промтрактор-вагон» » (до 1 января 2006 г. Канашский вагоноремонтный завод) - российское предприятие по производству и ремонту вагонов для нужд железнодорожного транспорта , одно из самых старейших предприятий Чувашской республики . Расположен в городе Канаш . Входит в Концерн «Тракторные заводы ».
Предприятие начинало свою историю с ремонта грузовых вагонов. Во время Великой Отечественной войны выпускалась военная продукция, различные боеприпасы, ремонтировались танки Т-34 . Были построены бронепоезда , такие как «Комсомол Чувашии» (марте 1942 года) и «За Родину» . В 1950-е годы XX века Канашский вагоноремонтный завод в числе первых в системе ремонтных предприятий железнодорожного транспорта страны освоил поточно-конвейерный метод ремонта вагонов. В 1970-е годы завод прошёл реконструкцию.
Перспективные модели:
В настоящее время исполнительный директор ЗАО «Промтрактор-Вагон» Владимир Федорович Муханов .
Как выяснил “Ъ”, на фоне нехватки литья и деталей для железнодорожных вагонов, что может привести к дефициту подвижного состава, на рынок возвращается один из крупнейших вагоностроителей - входящий в концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) «Промтрактор». Мощности завода в последние годы простаивали из-за финансовых проблем концерна, которые привели к переходу контроля над активом к «Ростеху». Госкорпорация собирается передать предприятия гражданского дивизиона КТЗ ООО «Транспортные компоненты» (ООО ТК, партнер «Трансмашхолдинга»), и, хотя сделка не завершена, ООО ТК уже начало инвестировать в «Промлит». Минпромторг заявляет, что проблем с оборотными средствами у завода нет.
Входящий в КТЗ чебоксарский «Промтрактор-Промлит» возобновил производство литья, а канашский «Промтрактор-Вагон» - производство вагонов, следует из протокола совещания 25 июля у замглавы Минпромторга Александра Морозова (есть у “Ъ”). На совещании директор ООО «Литейное производство» (принадлежит ООО ТК) Андрей Водопьянов доложил о возобновлении вагонного литья на ООО «Промтрактор-Промлит» (мощность 160 тыс. единиц в год), а также о плане на 2018 год в 27 тыс. единиц и на 2019 год - в 80 тыс. единиц. Также он сообщил о возобновлении производства грузовых вагонов на «Промтрактор-Вагоне». Как писал “Ъ” 3 августа , глава ОАО РЖД Олег Белозеров опасался нехватки литья и комплектующих в осенний сезон пиковой погрузки, что могло обернуться дефицитом вагонов.
100% «Промлита» и «Промтрактор-Вагона» принадлежит ООО МИГ КТЗ, управляющей активами КТЗ, ранее принадлежавшего Михаилу Болотину и Альберту Бакову. К концу 2017 года КТЗ накопил почти 100 млрд руб. долга, из которых 84 млрд руб.- перед ВЭБом, который начал банкротить предприятия КТЗ. Управление концерном перешло к «Ростеху», и в апреле правление госкорпорации решило привлечь для решения проблем КТЗ инвестора ООО «Транспортные компоненты».
ООО ТК принадлежит кипрской Tadorix Consultants Ltd, владельцу «Трансмашдизеля» - партнера «Трансмашхолдинга» (ТМХ) Андрея Бокарева и Искандара Махмудова. Глава совета директоров ТК - бывший топ-менеджер ТМХ Александр Носков. Инвестор должен в итоге получить гражданские заводы КТЗ, ООО обещало погасить долг и решить проблему оборотных средств. В июне Александр Морозов говорил, что у «Промлита» «вопрос с оборотными средствами решен». В ВЭБе и Минпромторге оперативных комментариев “Ъ” не дали.
В «Промтракторе» и «Ростехе» пояснили “Ъ”, что сейчас «Промтрактор-Вагон» и «Промтрактор-Промлит» находятся в собственности ООО МИГ КТЗ, которым управляет «Ростех». «Но ТК уже ведет финансирование деятельности "Промтрактора"»,- говорят в компаниях. По данным минэкономики Чувашии, в июне-июле на «Промтрактор-Промлит» устроилось более 100 сотрудников, до конца года планируют набрать еще 900. Гендиректор «Промтрактор-Вагона» Игорь Шпак в июне говорил, что с августа-сентября, «если не произойдет резких скачков на рынке сырья», предприятие выйдет на прибыль.
По словам директора по производству «Промтрактор-Промлита» Евгения Соколова, в июне по железнодорожному направлению рост производства составил 23% (относительно среднего по 2017 году), по сравнению с маем он увеличился на 31%. На предприятии утверждают, что «в продукции завода, особенно в крупном вагонном литье, остро нуждаются операторы», которым требуются компоненты для ремонта и выпуска новых вагонов. «Сейчас объем заказов превышает возможности по удовлетворению существующего спроса»,- говорит господин Соколов. «Промтрактор-Вагон» в первом полугодии увеличил выпуск вагонов в 4,3 раза, в планах - вернуться к докризисным объемам.
По технологичности производства, стоимости оборудования и инвестициям в вагоностроительные мощности «Промтрактор-Вагон» уступает только Тихвинскому вагоностроительному заводу и способен выпускать 650 вагонов в месяц, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. В 2017–2018 годах его мощности были загружены в среднем на 10%: в 2017 году продано 835 полувагонов, а за семь месяцев 2018 года - 341 полувагон и 88 фитинговых платформ. Наличие «Промлита» при росте цен на рамы и балки более чем до 80 тыс. руб. дает «Промтрактор-Вагону» возможность увеличить выпуск самых востребованных видов подвижного состава - полувагонов и фитинговых платформ, полагает эксперт. Всего, по его оценке, в 2018 году «Промтрактор-Вагон» может выпустить более 2 тыс. вагонов, что в 2,4 раза больше, чем в 2017 году, выручка тогда достигнет 5,5 млрд руб.
Наталья Скорлыгина; Олег Ерусланов, Чебоксары