Финансовые ответы и вопросы

Методическая разработка урока географии в 5 классе «Землетрясения и вулканы»

Маслиенко Лариса Анатольевна, учитель МБОУ СОШ №96 г. Барнаул, Алтайский край.
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку урока географии в 5 классе по ФГОС «Землетрясения и вулканы». Данный материал будет полезен учителям географии в общеобразовательном учреждении. Это конспект урока по учебнику географии И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И.Сонина.

Цели:
Образовательные – формировать представления о землетрясениях, вулканизме.
Развивающие – развивать географическое мышление, устную речь; расширять кругозор, умения анализировать текст.
Воспитательные - формировать умение работать самостоятельно, повышать интерес к предмету.

Методы: наглядный, частично- поисковый, практический.
Формы: индивидуальные, фронтальные.

Этапы урока:
I. Организация урока.
II. Мотивация и целепологание.
III. Основной.
IV. Рефлексивно- оценочный этап.
V. Домашнее задание

Оборудование урока: Физическая карта полушарий, учебник, рабочая тетрадь, атлас, компьютер, проектор.

Планируемые результаты:
Предметные: Научатся называть и приводить примеры природных явлений в земной коре.
Научаться устанавливать с помощью географических карт сейсмические пояса на Земле.
Метапредметные УУД:
Познавательные : ставят и формулируют цели и проблему урока.
Коммуникативные : принимают активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: составляют план последовательности действий.
Личностные УУД: Выражают устойчивый учебно - познавательный интерес к новым способам решения задач. Осознают целостность природы Земли.
ХОД УРОКА
I Этап: Приветствует учащихся, визуально определяет отсутствующих. Проверяет готовность класса к работе, устанавливая расположения учащихся в кабинете и наличие необходимого оборудования, при необходимости корректирует ситуацию. (Учитель обеспечивает положительный эмоциональный, комфортный настрой, - что в дальнейшем создает ситуацию успеха, доверия, взаимопонимания)

П Этап:
На прошлом уроке мы изучили строение Земной коры. Земная кора и расположенный под ней самый верхний твердый слой мантии состоит из отдельных частей- плит. Плиты очень медленно движутся по размягченному, пластичному слою мантии. Что происходит на границе литосферных плит?
Назовите тему нашего урока «Землетрясения и вулканы.» (слайд№1)

Ученики называют цель урока «Формировать представления о землетрясениях, вулканизме.» (слайд№2)
Ш Этап:
Ученики рассматривают слайд№3 , находят районы землетрясений на карте и делают вывод, что вблизи границ плит возникают землетрясения. Плиты движутся горизонтально и вертикально, края соприкасающихся плит «застревают», плиты сдвигаются и возникают подземные толчки.

В результате толчков из глубин Земли в течение нескольких секунд одни участки земной коры поднимаются, другие – опускаются на несколько сантиметров или даже метров.
Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения. Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называют эпицентром землетрясения. (слайд№5)
Ученики рассматривают слайд№ 6 , определяют зависимость между силой землетрясения в баллах и вызванными им разрушениями.


Слайд№7 позволяет учащимся более наглядно увидеть последствия землетрясения.
Вдоль границ литосферных плит располагаются особые по форме и составу пород горы, которые называют Вулканами.
Место где находится расплавленная магма называется очагом магмы.
Магма поднимается на поверхность земли, прожигая себе проход, который называется жерлом. В верхней части горы находится кратер. Магма при извержении вулкана изливается на поверхность в виде лавы и застывает, образуя слои застывшей лавы. (слайд№8)
В зависимости от деятельности вулканов их делят на действующие и потухшие (слайд№ 9)
Действующие- это вулканы которые извергаются или извергались на памяти человечества.
Потухшие- это вулканы об извержении которых не сохранилось никаких сведений.
Видиофрагмент слайда № 10 знакомит учащихся с дейструющем вулканом Этна.
При извержении вулканов земля вокруг покрывается слоем вулканического пепла. Вулканические бомбы и лава вызывают пожары, которые сжигают все живое на своем пути. (слайд№ 11)
После изучения материала ученикам нужно приступить к индивидуальному заданию в рабочей тетради.
Задание №1
На контурной карте обозначить сейсмические зоны Земли.
Задание №2
Обозначить на той же контурной карте вулканы: Каратау, Ключевая Сопка, Везувий, Гекла, Котопахи, Орисоба, Килиманджаро, Камерун, Этна.

IУ Этап:
1. Что вы узнали нового на уроке?
2. Что было для вас интересно?
3. Что сложного было для вас?

Презентация на тему: Землетрясения и вулканы


Обычно землетрясения происходят вблизи границ литосферных плит.

Эти плиты находятся в постоянном движении. Плиты движутся по горизонтали и по вертикали. Когда края соприкасающихся плит «застревают», а затем плиты сдвигаются, возникают подземные толчки.

Районы, где особенно часты землетрясения, называют сейсмически активными (от греческого слова «сейсмос» – землетрясение.

Место, где происходит сдвиг горных пород называют очагом землетрясения.

Над очагом на земной поверхности расположено место наибольшего проявления землетрясения. Его называют эпицентром (слово «эпи» в переводе с греческого означает «над»).


Карта крупнейших землетрясений

Литосферные плиты разделены глубинными разломами. Существуют 6 больших плит и более 20 плит меньшего размера. Литосферные плиты подвижны. Большинство землетрясений сосредоточено в двух протяженных, узких зонах. Одна из них обрамляет Тихий океан, а вторая тянется от Азорских о-вов на восток до Юго-Восточной Азии. Выделяется также зона меньшего размера в центральной части Атлантического океана, следующая вдоль Срединно-Атлантического хребта.



Прибор для определения силы землетрясения.

Сила землетрясений определяется по шкале Рихтера в баллах от 1 до 12 баллов.





Цунами - длинные волны , порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения , во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна. Цунами образуются при землетрясении любой силы, но большой силы достигают те, которые возникают из-за сильных землетрясений (с магнитудой более 7). В результате землетрясения распространяется несколько волн




Вулканы называют огнедышащими горами.

Название произошло от имени древнеримского бога огня Вулкана.

Вулкан – это гора конической формы

в верхней части которой имеется углубление – кратер, из которого изливается расплавленная лава.



Карта крупнейших вулканов


Если лава густая и вязкая, то она быстро остывает, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Это КОНИЧЕСКИЙ вулкан.


Жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает стечь на более значительные расстояния. Склоны таких вулканов пологие.

Это ЩИТОВЫЕ вулканы.







Разработка урока в 5 классе по теме "Землетрясения и вулканы". Что такое землетрясение и вулканы. Причины возникновения вулканов и землетрясений. Сейсмически активные районы. Очаг и эпицентр землетрясения. Конический и щитовой вулканы их строение, сходство, различие.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» Учитель биологии: Дирчин С.А Землетрясения и вулканы

Очаг Очаг землетрясения

О бласть на поверхности земли, расположенная над очагом землетрясения. Эпицентр

Шкала землетрясений по шкале Рихтера Баллы Явления 1-2 Человек не чувствует. 3-4 Небольшие движения люстр, звон посуды. 5-6 Падают небольшие предметы. 7-8 Отмечаются трещины на стенах домов. 9-10 Разрушение построек. 11-12 Разрушаются многие постройки.

документы продукты на 3 дня аптечку спички Электрический фонарь одежду по сезону

Вулканы Конический Щитовой

Конический вулкан кратер жерло лава очаг магмы

Шкала землетрясений по шкале Рихтера Человек не чувствует. 1-2 б Небольшие движения люстр, звон посуды. 3-4 б Падают небольшие предметы. 5-6 б Отмечаются трещины на стенах домов. 7-8 б Разрушение построек. 9-10 б Разрушаются многие постройки. 11-12 б 2 1 4 3 6 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование проводилось в 5 и 8 классах. Первый этап тестирование в сентябре-октябре 2008 года, второй в апрель-май 2009. Всего в тестирование приняло участие 40 человек, что составило 98 % учеников...

Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной школы.

Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной шко...

Презентация к уроку "Проценты" в 5 классе. Материал полезен и для повторения темы проценты и 6 классе и в 9 классе по подготовке к ГИА. Разобраны все типы задач. Приведены образцы решения двумя способами.

Материал подготовлен для учащихся 5 класса для изучения темы "Проценты". Так же эти слайды будут полезны для повторения этой темы в 6 классе, и для подготовки к ГИА в 9 классе. Здесь разобраны все тип...

Землетрясения и вулканы

Цель урока:

Осознание и осмысление информации о природных явлениях,

Познакомить учащихся с видами движения земной коры,

Сформировать представление о происхождении землетрясения и

вулкана, цунами и гейзера.

Ресурсное обеспечение: учебник, физическая карта полушарий, физическая карта России, плакат «Литосфера», рабочая тетрадь.

Составил: Белицкая Т.Н, учитель географии МБОУ «Марьевская ООШ им. В.Д. Федорова», д. Марьевка, Яйского р-на, Кемеровской обл.


Землетрясения

Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности.

Землетрясение происходит тогда, когда долго накапливающиеся напряжения в литосфере превышают предел упругости и происходит быстрое, почти мгновенное смещение больших масс литосферы, относительно друг друга.

Это грозное природное явление.


Схема землетрясения

эпицентр


  • Землетрясения страшны внезапностью.
  • В эпицентре происходят большие разрушения, а порой и изменение ландшафта в целом (в зависимости от силы землетрясения).
  • Предсказать землетрясение практически невозможно.




Цунами (от японского «волна в гавани»)- гигантская волна, возникающая на поверхности океана в результате сильных подводных землетрясений или извержений подводных и островных вулканов.

При средней глубине 4000 метров скорость распространения цунами 200 м/с или 720 км/час. В открытом океане высота волны редко превышает один метр, а длина волны (расстояние между гребнями) достигает 500-1000 километров. При выходе волн на мелководье, их скорость и длина уменьшаются, а высота увеличивается. У берега высота цунами может достигать высоты до 30-40 метров. Районы побережья с закрытыми бухтами являются менее опасными.



  • Цунами в Японии
  • 2011г.

Наука, занимающаяся изучением

землетрясений, называется

сейсмология («сейсмос»- колебания).

Прибор для

Регистрации

движения

в земной коре –

сейсмограф.


  • В областях сильных землетрясений, происходящих раз в десятки лет, чем дольше нет землетрясения, тем вероятность сильного землетрясения возрастает.
  • Перед землетрясением часто изменяется магнитное поле, акустические свойства среды.
  • Необычное поведение животных: собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, приплывают к берегам угри, улетают птицы, кошки покидают дома, домашние животные отказываются от еды, беспокоятся, пытаются покинуть помещение. Эти симптомы усиливаются за 1-2 часа до землетрясения.

Районы, где часто происходят землетрясения называют сейсмически активными.


  • 1 балл - колебания ощущаются исключительно приборами. Человек колебаний не ощущает.
  • 2 балла - колебания могут почувствовать только люди, что находятся в спокойном, неподвижном состоянии.
  • 3 балла - колебания чувствуют некоторые люди, находящиеся дома.
  • 4 балла - колебания чувствует большинство людей. В зданиях могут дребезжать стекла.
  • 5 баллов - колебания могут разбудить спящего человека. В помещениях нетрудно заметить раскачивание висячих предметов (например, ламп или люстр).
  • 6 баллов - зданиям наносятся некоторые косметические повреждения, в штукатурке могут возникать небольшие трещины.
  • 7 баллов - неизбежны трещины в штукатурке, ее частичное разрушение. Возникают трещины в стенах, а в некоторых зданиях возникает угроза частичных обрушений.
  • 8 баллов - существенные конструктивные повреждения зданий: крупные трещины в стенах, обрушение балконов, карнизов и дымовых труб.
  • 9 баллов - в некоторых зданиях возникают обвалы, обрушение перекрытий и стен.
  • 10 баллов - большинство зданий находятся под угрозой обрушения. На поверхности земли возникают трещины шириной до 1 метра.
  • 11 баллов - полномасштабное обрушение всех построек и конструкций, крупные обвалы в горах, большое количество крупных трещин на поверхности земли.
  • 12 баллов - изменение рельефа местности вплоть до неузнаваемости. Катастрофические последствия землетрясений.

Самые разрушительные землетрясения в истории

Эпицентр

в 22 км от Порт-о-Пренс

Сила землетрясения

Таншан/провинция Хэбэй

Индонезия

Погибших

в 90 км от Токио

Туркменская ССР

Эрзинджан

Пакистан

в 25 км от Чимботе

Консепсьон

Гватемала

в 160 км от столицы

штат Махараштра


Вулкан – это конусообразные горы, состоящие из застывших лав и сцементированных обломков горных пород

Вулкан – это геологическое образование,

возникшее над трещиной в земной коре, по

которой извергается на земную поверхность







Гейзеры- это источники,периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара на земную поверхность.

Долина гейзеров на п-ве Камчатка


Выберите правильный ответ.

1. Место наибольшего проявления землетрясения на поверхности Земли называется:

а) эпицентр б) очаг в) сейсмограф г) жерло

2. Районы, где наиболее часто происходят землетрясения, называются:

а) тектоническими в) сейсмически активными

б) литосферными г) сейсмически устойчивыми.

3. Вулкан, образовавшийся в результате застывания жидкой лавы, называется:

а) конусовидный б) щитовой.

4. Вулкан, который извергался хотя бы раз на памяти людей, называется:

а) потухший б) действующий.

5. В глубине вулкана находится:

а) кратер б) лава в) очаг магмы г) вулканическая бомба.

6. Вставьте пропущенное слово.

Вулкан – это... , в верхней части которой есть углубление - ... . Излившаяся на поверхность магма называется... . Самый крупный вулкан нашей страны и Евразии называется... .

Словарные слова: лава, гора, кратер, Ключевская Сопка.


Домашнее задание (в зависимости от курса в котором использования презентация):

2 рок -§26, ответить на вопросы стр.103. (География. Землеведение. 5-6 кл. Дронов В.П., Савельева Л.Е.)


  • http://images.yandex.ru/
  • http://vulcanism.ru/volcano-types.html
  • http://www.google.ru/imgres?imgurl
  • edgarcaysi.narod.ru zemlyatreseniya.html
  • http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2013/01/22045-1440x900.jpg
  • Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  • Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2005.
  • Плешаков А. А., Сонин Н. И., Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
  • Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина/ авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Дронов В.П., Савельева Л.Е., География.Землеведение. 5-6 кл.: учебник-4-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Финансовые ответы и вопросы